Популярное
Стихи для детей
Сказки
Рассказы для детей
Сибирские писатели
Песни
Праздники
Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 | Дальше>>«Архитектон: известия вузов» № 43 Сентябрь 2013Эта статья в формате .pdfИстория архитектурыЗарубина Наталия Александровнаспециалист.Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области,Иркутск, Россия, e-mail: natali.a.zarubin@yandex.ru Меерович Марк Григорьевичдоктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор,член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной академии архитектуры. Иркутский государственный технический университет, Иркутск, Россия, e-mail: memark@inbox.ru СИБИРСКОЕ БАРОККО В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА УДК: 72.03ББК: 85.113(2)В статье рассматриваются особенности декоративного убранства фасадов деревянной гражданской архитектуры Иркутска стиля сибирское барокко. В результате исследования впервые в истории изучения стиля сибирского (иркутского) барокко в деревянной архитектуре Иркутска схематизированы по формальному признаку и сведены в классификационную таблицу основные типы сандриков наличников оконных проемов. Каждому из типов присвоено условное название и дана краткая характеристика. В статье также рассматриваются разновидности лобаней и подоконных досок иркутского барокко.Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе дореволюционных и современных источников: письменных и графических архивных материалов, текстов, а также на результатах натурных обследований объектов – их фотофиксации и графическом анализе.Ключевые слова: архитектура Иркутска, деревянное зодчество, сибирское барокко, декор фасадов, наличники, сандрикиАвторы выражают благодарность Ладейщиковой Е.Р. за консультационную помощь в подготовке данного материала.Сибирское барокко – термин, обозначающий одно из широко распространенных стилистических направлений в декорировании каменных культовых сооружений на территории Сибири. В Иркутске к барочным храмам относятся Спасская церковь (1706 – 1713), Богоявленский собор (1718 – 1746), Крестовоздвиженская церковь (1747 – 1758), Знаменская церковь (1757 – 1794), Троицкая церковь (?–1763), Владимирская церковь (1775) (рис. 1).Рис. 1. Сибирское барокко в архитектуре каменных культовых зданий Иркутска XVIII в. (Собор Богоявления и Знаменская церковь. Источники: http://www.flickr.com , http://glazelki.livejournal.com , http://sobory.ru В отношении деревянной гражданской архитектуры Иркутска XIX в. данный термин используется для указания на особый вид оконных наличников с криволинейным сандриком в виде двух встречных волют и акротерия между ними (рис. 2). Этот элемент – характерный признак воплощения сибирского барокко в деревянной архитектуре Иркутска.Рис. 2. Сибирское барокко в деревянной гражданской архитектуре Иркутска XIX в. – оконные наличники с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия (фото Н. Зарубиной)Следует констатировать, что, несмотря на многочисленные упоминания о наличии уникального деревянного декора гражданской архитектуры Иркутска, выполненного в стилистике барокко, до настоящего времени декоративное убранство этого стиля углубленно не изучалось, а его элементы не систематизировались. Как следствие, специфика декоративного убранства этого (и других стилей) в должной мере не учитывалась и до сих пор не учитывается при определении культурно-исторической ценности деревянныйх строений Иркутстка. И даже если в отдельных случаях при присвоении иркутским зданиям статуса охраняемых объектов культурного наследия отмечалось и описывалось богатство декоративного убранства барочных сандриков (или декора других стилей), то ведущим критерием отнесения к списку памятников декор так и не стал.Подобный подход вообще характерен для отечественной традиции изучения объектов культурного наследия, в которой основополагающими факторами определения ценности здания являются, прежде всего, такие характеристики, как а) историческая ценность, б) ансамблевость, в) уникальность места расположения, г) объемно-планировочное решение, д) конструктивное решение и технология строительства и т. п. Декор относится к характеристикам вторичного значения. В результате статус памятников обретает лишь незначительное количество сооружений, так как лишь небольшое число зданий имеют специфические конструктивные и планировочные особенности. Даже в случае наличия у объектов уникальных декоративных черт они оказываются отсеянными по причине отсутствия в них особых объемно-пространственных и конструктивно-технологических решений.С нашей точки зрения, декоративное убранство деревянной гражданской архитектуры должно выступать одним из основных критериев присвоения зданию статуса памятника.Для выделения конкретного материала исследования (зданий, относящихся к стилистике сибирского барокко) и сравнительно-сопоставительного анализа декоративных ансамблей различной стилистической направленности в ходе данного исследования была осуществлена фотофиксация объектов сохранившейся рядовой деревянной застройки Иркутска. По каждому объекту сформирован следующий перечень фотоматериалов: а) фасад (по возможности с четырех сторон); б) подкарнизный декор; в) фриз; г) крыльцо (дверь); д) окно; е) балкон (если имелся); ж) отдельные детали декоративного убранства. Сформированная фотографическая база составила 1061 объект рядовой деревянной застройки Иркутска1. В ходе предпроектного анализа было выявлено около сотни домов, содержащих в своем оформлении барочную стилистику: 78 объектов – в центральной части города, 5 – в предместье Глазково и 15 – в предместье Рабочее. Это примерно 90% сохранившихся на данный момент деревянных средовых объектов, относящихся к сибирскому барокко.Для выявления характерных мест расположения барочного декора на фасадах домов был проведен стилистический анализ каждой из частей фасада – карниза, фриза, оконных и дверных проемов, общего поля стены – и обобщены характерные художественно-образные признаки декоративных элементов, располагающихся на этих частях фасада. В результате выявлена особенность расположения барочных элементов на фасадах деревянных домов – они присутствуют лишь в оформлении оконных и, значительно реже, дверных проемов. Другие части фасадов иркутских барочных деревянных домов декорированы элементами, относящимися к иным стилям – классицизму, древнерусскому, восточному и т. п. Барочные элементы соседствуют с элементами этих стилей, формируя единый художественно-образный ансамбль (рис. 3).Рис. 3. Места расположения элементов декоративного убранства в стилистике «барокко» в сочетании с элементами других стилей на фасадах деревянных домостроений Иркутска XIX в.Шаблон схемы А. Матвеевой [6]Важнейшая задача в изучении сибирского барокко и, в частности, в характеристике его местной специфики – стилистического направления, именуемого иркутским барокко, – построение типологии наиболее характерных элементов данного локального стиля – сандриков деревянных наличников оконных проемов. Эта работа была проведена впервые в истории изучения стиля сибирское (иркутское) барокко в иркутской деревянной гражданской архитектуре. Все разновидности барочных сандриков схематизированы и систематизированы по формальным признакам: а) конфигурации сандриков, б) характеру встречных завитков волют, в) форме и составу декоративных элементов акротерия, композиционно соединяющего волюты между собой. В результате выделено восемь типов сандриков барочных наличников. Каждому из них присвоено условное название и дана краткая характеристика.Первый тип – простой, криволинейный, профилированный сандрик. Характер волюты плоский, лаконичный. Центральный элемент выдержан в строгих формах, практически не имеет декора (рис. 4). Образцом данного типа является сандрик наличника дома по ул. Карла Либкнехта, 31. Подобный элемент с незначительными изменениями в пластике и характере волют встречается также в декоративном убранстве домов по ул. Седова, 16, ул. Ремесленной, 37 и др. (рис. 5).Рис. 4. Наличник первого типа. Схема 2.Рис. 5. Примеры наличников первого типа: ул. Карла Либкнехта, 31 (фото Н. Зарубиной), ул. Седова, 16 (фото А. Матвеевой), ул. Ремесленная, 37 (фото Н. Зарубиной)Второй тип Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 | Дальше>> Источник ссылка Поделиться: Пожалуйста, оцените:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 | Дальше>>
Эта статья в формате .pdf
История архитектуры
специалист.Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области,Иркутск, Россия, e-mail: natali.a.zarubin@yandex.ru
доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор,член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Международной академии архитектуры. Иркутский государственный технический университет, Иркутск, Россия, e-mail: memark@inbox.ru
УДК: 72.03ББК: 85.113(2)
В статье рассматриваются особенности декоративного убранства фасадов деревянной гражданской архитектуры Иркутска стиля сибирское барокко. В результате исследования впервые в истории изучения стиля сибирского (иркутского) барокко в деревянной архитектуре Иркутска схематизированы по формальному признаку и сведены в классификационную таблицу основные типы сандриков наличников оконных проемов. Каждому из типов присвоено условное название и дана краткая характеристика. В статье также рассматриваются разновидности лобаней и подоконных досок иркутского барокко.
Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе дореволюционных и современных источников: письменных и графических архивных материалов, текстов, а также на результатах натурных обследований объектов – их фотофиксации и графическом анализе.
Ключевые слова: архитектура Иркутска, деревянное зодчество, сибирское барокко, декор фасадов, наличники, сандрики
Авторы выражают благодарность Ладейщиковой Е.Р. за консультационную помощь в подготовке данного материала.
Сибирское барокко – термин, обозначающий одно из широко распространенных стилистических направлений в декорировании каменных культовых сооружений на территории Сибири. В Иркутске к барочным храмам относятся Спасская церковь (1706 – 1713), Богоявленский собор (1718 – 1746), Крестовоздвиженская церковь (1747 – 1758), Знаменская церковь (1757 – 1794), Троицкая церковь (?–1763), Владимирская церковь (1775) (рис. 1).
Рис. 1. Сибирское барокко в архитектуре каменных культовых зданий Иркутска XVIII в. (Собор Богоявления и Знаменская церковь. Источники: http://www.flickr.com , http://glazelki.livejournal.com , http://sobory.ru
В отношении деревянной гражданской архитектуры Иркутска XIX в. данный термин используется для указания на особый вид оконных наличников с криволинейным сандриком в виде двух встречных волют и акротерия между ними (рис. 2). Этот элемент – характерный признак воплощения сибирского барокко в деревянной архитектуре Иркутска.
Рис. 2. Сибирское барокко в деревянной гражданской архитектуре Иркутска XIX в. – оконные наличники с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия (фото Н. Зарубиной)
Следует констатировать, что, несмотря на многочисленные упоминания о наличии уникального деревянного декора гражданской архитектуры Иркутска, выполненного в стилистике барокко, до настоящего времени декоративное убранство этого стиля углубленно не изучалось, а его элементы не систематизировались. Как следствие, специфика декоративного убранства этого (и других стилей) в должной мере не учитывалась и до сих пор не учитывается при определении культурно-исторической ценности деревянныйх строений Иркутстка. И даже если в отдельных случаях при присвоении иркутским зданиям статуса охраняемых объектов культурного наследия отмечалось и описывалось богатство декоративного убранства барочных сандриков (или декора других стилей), то ведущим критерием отнесения к списку памятников декор так и не стал.
Подобный подход вообще характерен для отечественной традиции изучения объектов культурного наследия, в которой основополагающими факторами определения ценности здания являются, прежде всего, такие характеристики, как а) историческая ценность, б) ансамблевость, в) уникальность места расположения, г) объемно-планировочное решение, д) конструктивное решение и технология строительства и т. п. Декор относится к характеристикам вторичного значения. В результате статус памятников обретает лишь незначительное количество сооружений, так как лишь небольшое число зданий имеют специфические конструктивные и планировочные особенности. Даже в случае наличия у объектов уникальных декоративных черт они оказываются отсеянными по причине отсутствия в них особых объемно-пространственных и конструктивно-технологических решений.
С нашей точки зрения, декоративное убранство деревянной гражданской архитектуры должно выступать одним из основных критериев присвоения зданию статуса памятника.
Для выделения конкретного материала исследования (зданий, относящихся к стилистике сибирского барокко) и сравнительно-сопоставительного анализа декоративных ансамблей различной стилистической направленности в ходе данного исследования была осуществлена фотофиксация объектов сохранившейся рядовой деревянной застройки Иркутска. По каждому объекту сформирован следующий перечень фотоматериалов: а) фасад (по возможности с четырех сторон); б) подкарнизный декор; в) фриз; г) крыльцо (дверь); д) окно; е) балкон (если имелся); ж) отдельные детали декоративного убранства. Сформированная фотографическая база составила 1061 объект рядовой деревянной застройки Иркутска1. В ходе предпроектного анализа было выявлено около сотни домов, содержащих в своем оформлении барочную стилистику: 78 объектов – в центральной части города, 5 – в предместье Глазково и 15 – в предместье Рабочее. Это примерно 90% сохранившихся на данный момент деревянных средовых объектов, относящихся к сибирскому барокко.
Для выявления характерных мест расположения барочного декора на фасадах домов был проведен стилистический анализ каждой из частей фасада – карниза, фриза, оконных и дверных проемов, общего поля стены – и обобщены характерные художественно-образные признаки декоративных элементов, располагающихся на этих частях фасада. В результате выявлена особенность расположения барочных элементов на фасадах деревянных домов – они присутствуют лишь в оформлении оконных и, значительно реже, дверных проемов. Другие части фасадов иркутских барочных деревянных домов декорированы элементами, относящимися к иным стилям – классицизму, древнерусскому, восточному и т. п. Барочные элементы соседствуют с элементами этих стилей, формируя единый художественно-образный ансамбль (рис. 3).
Рис. 3. Места расположения элементов декоративного убранства в стилистике «барокко» в сочетании с элементами других стилей на фасадах деревянных домостроений Иркутска XIX в.Шаблон схемы А. Матвеевой [6]
Важнейшая задача в изучении сибирского барокко и, в частности, в характеристике его местной специфики – стилистического направления, именуемого иркутским барокко, – построение типологии наиболее характерных элементов данного локального стиля – сандриков деревянных наличников оконных проемов. Эта работа была проведена впервые в истории изучения стиля сибирское (иркутское) барокко в иркутской деревянной гражданской архитектуре. Все разновидности барочных сандриков схематизированы и систематизированы по формальным признакам: а) конфигурации сандриков, б) характеру встречных завитков волют, в) форме и составу декоративных элементов акротерия, композиционно соединяющего волюты между собой. В результате выделено восемь типов сандриков барочных наличников. Каждому из них присвоено условное название и дана краткая характеристика.
Первый тип – простой, криволинейный, профилированный сандрик. Характер волюты плоский, лаконичный. Центральный элемент выдержан в строгих формах, практически не имеет декора (рис. 4). Образцом данного типа является сандрик наличника дома по ул. Карла Либкнехта, 31. Подобный элемент с незначительными изменениями в пластике и характере волют встречается также в декоративном убранстве домов по ул. Седова, 16, ул. Ремесленной, 37 и др. (рис. 5).
Рис. 4. Наличник первого типа. Схема 2.
Рис. 5. Примеры наличников первого типа: ул. Карла Либкнехта, 31 (фото Н. Зарубиной), ул. Седова, 16 (фото А. Матвеевой), ул. Ремесленная, 37 (фото Н. Зарубиной)
Второй тип Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 | Дальше>>
Источник ссылка Поделиться: Пожалуйста, оцените:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Танцы Стихи для детей Сказки Рассказы Праздники Регламент Поддержать проект c помощью yandex
Поддержать проект c помощью yandex