/

Тюрки Сибири в VI—X вв. Первые государства : Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

Тюрки Сибири в VI—X вв. Первые государства
 

 Версия для печати Версия обычная

Страница: | 1 | 2 |   Дальше>>



ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ Из предков современных тюркоязычных народностей Южной Сибири (алтайцев, тувинцев, хакасов, шорцев) известны по письменным источникам и археологическим памятникам племена кочевников, обитавших в VI—VIII вв. в восточной части Центральной Азии, севернее пустыни Гоби. Их кочевья распространялись и на Хангай, Саяны, Алтай, и на районы, примыкающие к Саянским и Алтайским горам с севера (Минусинская котловина, верховья р. Оби). I лавную роль в истории Центральной Азии и Южной Сибири сыграли в VI—VIII вв. н. э. два крупных объединения тюркоязычных кочевых племен — теле и тюкю. Они по своему происхождению были связаны с более ранними племенными объединениями гуннов и динлинов. Дин-лины являлись ветвью гуннов, хотя находились с ними в длительной вражде.1 Они были потомками кочевых племен чи-ди, живших на территории Северного Китая, были вытеснены отсюда в степи южного Гоби (III в. до н. э.) и вначале именовались ди-ли (позднее динлинами).

 Динлины делились на северных и западных. Первые жили к северу от гуннов, в районе Байкала, и отличались тем, что у них будто бы были «лошадиные голени» и они быстро бегали. Так отразился в письменных источниках один из признаков быта северных динлинов, состоявший в том, что они носили меховую обувь, сшитую из шкур, снятых с ног лошади или козули, и ходили зимой на лыжах, подбитых той же шкурой. Подобную обувь носят еще и теперь некоторые группы тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев, которые также пользуются такими же лыжами.

 В первые же века нашей эры, когда они кочевали по северную сторону пустыни (на территории современной Монголии и Тувы), их уже именовали в летописях Бэйской и Вэйской династий «гаогюй».2 Наименование «гаогюй» потомки динлинов получили будто бы потому, что совершали свои перекочевки на повозках с высокими колесами (со множеством спиц), в которые впрягали быков. Слово «гао-гю» означало «высокие повозки». Из летописи Вэйской династии следует, что гаогюйцы кочевали на территории современной Монголии, которая на севере смыкается с Саяно-Алтайским нагорьем. Главное гаогюйское племя юаньхэ, которое позднее стало именоваться «вэйхо», а затем «хуйхо», или «уйгур", обитало в бассейне р. Селенги, в частности в системе рек Орхона и Толы.

 1 Н. Я. Б и ч у р и н. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, ч. I. M.—Л., 1950, стр. 144. 3 Д. Позднеев. Исторический очерк уйгуров. СПб., 1899, стр. 1 —13. 

 Наряду с названием «гаогюй» в летописях (386—581 гг.) для них употреблено название «теле», сначала в форме «чиле».  

 Однако в то же самое время этих кочевников, переселившихся в Китай, по-прежнему называли динлинами, или гаогюйскими динлинами. Только в истории Суйской (581—618 гг.) и Танской (618—907 гг.) династий названия «гаогюй» и «чиле» заменены терминами «теле».3 Обычно упоминаются следующие племена теле, игравшие как самостоятельную видную роль, так и в связи с историей тюкю: сеяньто, вэйхо (хуйхо, или уйгуры), паегу, тунло, пугу, аба, телеер, секие, толанко (доланьгэ), киби, атйе, хун, хусие, или хуса, фуло, фулико, тубо и гулигань. Некоторые из этих племен в китайских источниках названы как «особое поколение теле», например сеяньто, пугу, тунло, адйе, хусие, гулигань, баегу, тубо. Большинство перечисленных племен обитало на территории современной Монголии, распространяя свои кочевья на современную Туву и горный Алтай. В летописи Суйской династии говорится, что уйгуры жили на р. Селенге, а хусие — на р. Толе. Севернее Толы обитали пугу, паегу, тунло н фуло. Около Монгольского Алтая в Джунгарии кочевали сеяньто, такк, телеер, в районе оз. Косогол — тубо. В летописи Танской династии кочевья уйгуров, толанко, хуса, пугу указаны в бассейне верхнего течения Селенги и по рекам Орхону и Толе, а тубо указаны к северу от уйгуров, к востоку от киргизов и к югу от небольшого озера, видимо Косогола.



Гулигань являлись самым северным племенем теле и жили по северную сторону Байкала. Племена паегу и атйе указаны у границы Маньчжурии, а киби — на крайнем западе, в долине Юлдуса, на северо-запад от Карашара.

  Некоторые из названий племен теле упоминаются и в древнетюркскнх рунических надписях. Таковы, например, уйгуры (уйгур), паегу (бай-рку), тунло (тонгра), фуликю (бэкли?), атйе (адиз), гулигань (курыкан). В летописях теле названы прямыми потомками гуннов, а их язык признается сходным с гуннским, хотя и с небольшой разницей. Иногда теле именуются отдельным племенем гуннов.4

  Кроме сведений о теле, те же летописи содержат ценные материалы по племенному объединению тюркют, а в китайской передаче — тюкю. Это и есть так называемые древние тюрки. Отсюда произошло название тюркской группы языков, хотя на этих родственных языках говорили не только тюрки, но и многие племена теле, в частности уйгуры (огузы, кыпчаки и др.). Уцелел ряд генеалогических легенд и преданий, в которых говорится, что предки тюкю были связаны с государством северных гуннов. Согласно легенде, брат главы упомянутого государства был шаманом, рожденным от волчицы. Один из его сыновей превратился в лебедя, т. е., видимо, стал родоначальником рода лебедя. Его сын стал правителем на р. Чуе, а четвертый сын жил с некоторыми родными в государстве Со. Этого сына звали Нотулу-шад. У него было 10 жен, сыновья от которых носили имена матерей. Сына от наложницы звали Ашина. После смерти Нотулу-шада Ашину избрали предводителем по именем Ахиен-шада. Внука Ашина назвали Тумен. Это историческое лицо часто упоминается в китайских источниках в качестве основателя государства тюкю, тюркского каганата. В другом предании предки тюкю были особым родом гуннов, который был разгромлен врагами и истреблен, за исключением одного десятилетнего мальчика Мальчика  спасла волчица, спрятав его в пещере в горах, находившихся севернее государства Каочан (Турфан). Затем волчица родила от мальчика 10 сыновей, которые потом женились на женщинах извне и произвели многочисленное потомство. Среди этих потомков назывался Ашина. Через несколько поколений тюкю вышли из этих гор и стали кузнецами у племен жужаней. Они жили и работали на южных склонах джунгарского Алтая.5 Суйская летопись называет тюкю варварами «смешанного происхождения», подчеркивая (как и другие летописи), что в число предков тюкю входили гунны и что обычаи тюкю такие же, как и у гуннов.  

 3 Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-turken (Tukue),
  Bd. II. Wiesbaden, 1958, SS. 491-492; О M a e n с h e n - H e 1 f e n. The Ting-ling.
  «Harvard Journal of Asiatic Studies», vol. IV 1939.
  4 E. Hirth. Nachworte zur Inschrift des Tonjukuk In: W. R a d 1 о f f Die Alttürkischen Inschriften der Mongolei. Zweite Folge. St.-Petersbourg, 1 W,_b. 134;
5 Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten. . ., Bd. I, S. 5.
6 Там же, стр. 52.  

H В. К га-вер Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М, 1961, стр. 36—38; Н. Я. Б и ч у р и н. Собрание сведений о народах..., стр. 214. 

 Сведения письменных источников о происхождении теле, а также тюкю от гуннов подтверждаются археологическим материалом из Тувы, где древние погребения, относящиеся к гуннскому и древнетюркскому времени, имеют много общих черт. После 265 г. вместе с другими племенами, входившими в гуннское объединение, предки тюкю продвинулись на юг. В 30-х годах V в. многие из них жили в южной части излучины р. Хуанхэ на территории современной провинции Ганьсу, в небольшом государстве Пинлян, основанном гуннским родом хэлань. Это государство существовало с 397 по 439 г. Его князья происходили из западных гуннов, имели родовое имя Чжуку, так как их предки были князьями левой (западной) стороны гуннского государства и носили титул чжуку.

  После разгрома этого государства в конце 30-х годов V в. Китаем предки тюкю откочевали в горы Гаочана, находящиеся к северо-западу от Турфана (нынешнее название их Богдоола), которые славились богатством железа. Здесь тюкю, как и обитавшие поблизости некоторые племена теле, занимались кузнечным делом. В этих местах они и приняли наименование «тюркют», или «тюкю». Тюкю делились на восточных (или северных) и западных. Западные тюкю состояли из 10 племен, входивших в два объединения: дулу и нушаби, каждое из которых включало по 5 племен. Из отдельных племен упоминаются тюргеши (входили в объединение дулу), затем чуми, чуйе (среди них отдельная ветвь, обитавшая в каменистой пустыне к востоку от оз. Баркуль, именовалась «шато», или «шатоские тюкю», по названию пустыни Шато). К западным тюкю относятся упоминаемые в китайских летописях и древнетюркских надписях карлуки (обитавшие в Западном Алтае), тардуши, пасими (в надписях—басмил), жившие одно время южнее Байкала, на восток от кыргызов. К тюкю, возможно восточным (северным), относилось, вероятно, и племя кыпчак, упомянутое как враг уйгуров в одной из древних рунических надписей на камне (Монголия). Объединение племени тюкю произошло в конце 20-х и начале 30-х годов VI в., ибо их каган Шаболио в 585 г. писал императору Китая: «С тех пор как тюкю были созданы небом, прошло уже более 50 лет».6 В то время среди кочевников Центральной Азии наиболее сильными были многочисленные племена — жужани, создавшие свое



Страница: | 1 | 2 |   Дальше>>







Несмотря на то, что время выхода в свет неизбежно повлияло на некоторые выводы и оценки, 5-томное академическое издание «История Сибири с древнейших времен до наших дней», вышедшее в 1968-1969 годах под редакцией академика Алексея Павловича Окладникова, и поныне остаётся авторитетнейшим комплексным исследованием по истории Сибири, являя собой замечательный памятник советской научной мысли.

История Сибири с древнейших времен до наших дней (в 5 томах). Издательство "Наука". М. 1968-1969

 


Полный текст статьи здесь
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex