/

Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТ НАМ ЖИВОТНЫЕ : Психология Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТ НАМ ЖИВОТНЫЕ
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 |   Дальше>>



ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТ НАМ ЖИВОТНЫЕ



Большинство людей, даже если имеют только разрозненные знания по психологии, слышали об экспериментах Павлова с собаками и, возможно, об экспериментах Скиннера с крысами и голубями. Тем не менее обычная публика всегда относилась скептически к значению опытов над животными для понимания человеческой психики. Современные психологи прекрасно понимают, что существует опасность механического переноса знаний: то, что справедливо в отношении животных видов, необязательно справедливо в отношении людей. Мы не какой-нибудь необычно сложный вид крысы или собаки. Так почему же тогда исследователи продолжают проводить такое количество экспериментов с животными?

Причины, которые указываются в этом случае, обычно относятся к трем категориям:

1. В медицинских исследованиях принята практика опробования новых препаратов на животных, прежде чем их используют на людях. Хотя это не может гарантировать того, что люди не получат вредных препаратов, но эта практика позволяет свести риск к минимуму. Психологические методы лечения неврозов и психозов также могут быть опасными; потому простая предосторожность требует, чтобы эти методы были сначала опробованы на животных.

2. Некоторые эксперименты невозможно проводить на людях по этическим соображениям. Например, ни одному психологу не придет мысль разлучить на долгое время мать и ребенка, чтобы исследовать значение матери для развития ребенка. Однако такие эксперименты проводились на обезьянах.

3. Опыты над животными также могут быть оправданы, если они позволяют нам удовлетворять нашу природную любознательность в отношении окружающего нас мира.

Главы этого раздела рассказывают о некоторых наиболее замечательных и познавательных экспериментах с животными. В Главе 8, например, мы обсуждаем эксперименты по выработке у собак рефлекса уклонения. Собаки по-прежнему продолжают перепрыгивать через барьер, чтобы избежать электрического удара, даже когда ток отключен. Это явно бессмысленное поведение напоминает поведение, наблюдаемое у людей, страдающих неврозами навязчивых состояний. Но подлинная ценность этих опытов над собаками состоит том, что они позволили предложить новый метод лечения людей с такими неврозами, который оказался значительно более эффективным, чем прежние методы.

В конце 70-х годов Герберт Террис попытался дать ответ на один из самых важных и спорных вопросов в истории экспериментов с животными: обладают ли шимпанзе способностью к обучению языку? Полученные им ответы имеют большое значение для теорий овладения языком людьми. Возможность приобретения языковых навыков шимпанзе изучалась и другими исследователями, но исследование Терриса наиболее содержательное и ценное, поскольку проводит сравнение социального, физического и эмоционального развития молодых шимпанзе с развитием детей.

Не менее важными были эксперименты, в которых на моделях поведения животных изучалась проблема разлучения с матерью. Недостаток материнского ухода имеет серьезные последствия большого социального значения. Почему так необходимо присутствие матери для нормального развития ребенка? Что можно сделать, чтобы смягчить некоторые печальные последствия разлуки с матерью? В Главе 10 мы обсуждаем ответы Гарри Гарлоу на эти и другие волнующие вопросы, основанные на его работе с макаками-резус.

Тонкое искусство выработки рефлексов

Есть четыре очень уместных вопроса, которые постоянно задают психологам. Первый вопрос таков: «Какова польза от психологии?» Очевидно, что медицина полезна, поскольку позволяет нам лечить людей, страдающих самыми разными физическими расстройствами. Очевидно, что физика полезна, так как физические законы управляют всем, что мы делаем. А биология, ботаника, геология, химия и тому подобные науки полезны потому, что позволяют нам влиять на окружающий нас мир. Но какова польза, приносимая психологией?

Второй вопрос несколько более провокационный: «Психологи проводят немало часов, заставляя бегать крыс по лабиринтам, собак вьщелять слюну на звук колокольчиков — словом, заставляя животных совершать достаточно необычные для них действия. Разве это имеет какое-нибудь отношение к поведению людей? В конце концов, все люди обладают языком, высокоорганизованным умом и преимуществами культуры, накопленной за тысячелетия. Животные же этим не обладают, так что же мы можем узнать благодаря животным, чего мы не могли бы узнать благодаря людям?»

Третий вопрос таков: «Большая часть опытов, проводимых над собаками, хомяками, голубями и другими животными, предполагает использование электрического тока и других болезненных средств воздействия по отношению к невинным и беспомощным животным, а это жестоко. Этого нельзя позволять. Еще можно допустить использование вивисекции и других жестоких методов в медицинских целях, если они являются единственным средством получения более эффективных способов лечения болезней, но в психологии такие методы, похоже, используются только с целью удовлетворения простого любопытства».

Четвертый вопрос, который нередко задают сами психологи, таков: «Психологи проводят эксперименты в лаборатории и затем на основе полученных результатов делают далеко идущие выводы о повседневной жизни людей на работе, дома или на отдыхе. Но не является ли сам акт проведения эксперимента в лабораторных условиях нереалистичным? Не влияет ли искусственность условий на поведение испытуемых людей и животных в такой степени, что результаты экспериментов лишены всякой ценности?»

В этой главе мы надеемся показать, что благодаря экспериментам над животными можно получить немало ценных и важных данных. Эксперименты, которые мы будем обсуждать, все имеют отношение к научению уклонению и предупреждению реакции. Научение уклонению означает научение тому, как выполнять задание, чтобы избежать неприятного стимула, а затем выполнение этого задания даже тогда, когда неприятный стимул отсутствует. Предупреждение реакции означает препятствование выполнению обычного действия до тех пор, пока не ослабевает желание его выполнять. Чтобы продемонстрировать эти понятия, мы подобрали целый ряд экспериментов на собаках, крысах и других животных, используя их вместо одного ключевого эксперимента. В данном случае важны не столько подробности эксперимента, сколько общие методы и результаты.

Научение уклонению

Представьте себе большую комнату, разделенную барьером посередине на два отсека. Барьер достаточно невысок для того, чтобы через него свободно могла прыгать собака, но его можно поднять с тем, чтобы она не смогла перепрыгнуть через него. Оба отсека — назовем их отсеки А и Б — оборудованы металлическими прутьями, закрепленными на полу, через которые можно пропускать электрический ток небольшого напряжения. То же самое может быть устроено для крыс с использованием простого ящика, разделенного на два отсека.

Сам эксперимент очень прост и заключается в научении собаки реагировать на стимул, который подкрепляется ударом электрического тока. Стимулом может быть вспыхивающая лампочка. Допустим, собака находится в отсеке А; зажигается лампочка, и спустя 10 секунд собака получает слабый, удар током; собака перепрыгивает через барьер в отсек Б, в котором она в течение какого-то времени будет находиться в безопасности. Спустя несколько минут лампочка загорается снова, и через 10 секунд пропускается электрический ток через пол уже в отсеке Б; собака прыгает в отсек А, который теперь безопасен. Так продолжается некоторое время, пока собака не научается прыгать не тогда, когда получает удар тока, а когда получает условный раздражитель, то есть мигание света, который предвещает электрический удар. Большинство собак (и крыс) довольно быстро усваивают эту привычку и продолжают прыгать в ответ на условный раздражитель даже тогда, когда за ним не следует неприятное ощущение электрического удара. Другими словами, у них вырабатывается условный рефлекс уклонения, который в функциональном смысле бесполезен; они прыгают по сигналу даже в том случае, когда не нужно больше уклоняться от удара электрического тока. Как мы вскоре увидим, имеется принципиальное сходство между неврозом у людей и рефлексом уклонения у собак.

Как и в случае невроза у людей, привычка избегать стимул чрезвычайно сильна и с большим трудом поддается изменению. Было опробовано множество методов для того, чтобы отучить собак от выработавшегося у них рефлекса перепрыгивать через барьер, когда начинает мигать лампочка, но большинство из них не принесло никакого результата. Кто-то может предположить, что если пропустить электрический ток через пол в отсеке, в который прыгает собака, то это отучит ее от привычки реагировать на вспыхивающую лампочку. Однако электрический удар, получаемый собакой при приземлении, вовсе не останавливает ее; наоборот, она прыгает с еще большим энтузиазмом, несмотря на то что каждый раз, когда приземляется, наказывается ударом электрического тока. И это тоже типично для невротического поведения человека, которое обычно не меняется, несмотря ни на какое наказание — даже на самое суровое.

Неврозы навязчивых состояний

Перед тем как описать то, как можно изменить эту привычку, давайте рассмотрим типичный невроз для человека, который очень похож на рефлекс уклонения у собак, а именно невроз навязчивых состояний. Как правило, человек, страдающий этим видом невроза, проявляет очень сильную боязнь испачкаться или заразиться чем-либо. Он пытается унять свой страх тем, что излишне заботится о чистоте и избегает всяческих контактов с подозрительными веществами. Человек все больше становится зависимым от такого поведения, пока не начинает проводить большую часть своей жизни в погоне за чистотой: он постоянно моется, стирает, вытирает ручки дверей, стулья и столы, пылесосит пол и так далее. В конце концов, человек тоже не занимается чем-либо другим, кроме этого. Он теряет работу, перестает поддерживать контакты с друзьями и родственниками, а если женат, то теряет и жену. Очевидно, ч



Страница: | 1 | 2 |   Дальше>>





 
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex