/

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (БАЛЯСИНЫ, ПИЛЯСТРЫ, ЛОПАТКИ). Часть I : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (БАЛЯСИНЫ, ПИЛЯСТРЫ, ЛОПАТКИ). Часть I
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 |    Дальше>>



«Архитектон: известия вузов» № 44 Декабрь 2013


Эта статья в формате .pdf


История архитектуры


Асманкина Валентина Александровна


аспирант.
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор М.Г. Меерович.
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»,
Иркутск, Россия, e-mail: v.asmankina@mail.ru

Меерович Марк Григорьевич


доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук,
член-корреспондент Международной академии архитектуры.
Иркутский государственный технический университет,
Иркутск, Россия, e-mail: memark@inbox.ru

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (БАЛЯСИНЫ, ПИЛЯСТРЫ, ЛОПАТКИ). Часть I



УДК: 72.03
ББК: 85.113(2)


В статье рассматриваются особенности проявления форм и приемов классицизма в деревянной гражданской архитектуре Иркутска XIX в. В результате исследования впервые в истории изучения деревянного зодчества Иркутска декоративные элементы деревянного классицизма (балясины, пилястры, лопатки, модульоны, венки и др.) систематизированы по характерным признакам (форма, специфика декоративного оформления, расположение на фасаде) и сведены в классификационные группы. Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе дореволюционных и современных источников: письменных и графических архивных материалов, а также на результатах натурных обследований объектов – их фотофиксации и графическом анализе. Аанализ декоративного убранства фасада подтверждает устойчивое влияние традиций классицизма на деревянную жилую архитектуру Иркутска на протяжении всего XIX века.
 


Ключевые слова: классицизм, архитектура Иркутска, деревянное зодчество, декор фасадов



Классицизм (лат. сlassicus – образцовый) воплотился в архитектуре XIX в. своими характерными композиционными признаками: а) трехчастное деление фасада, б) осевая композиция, в) наличие прямолинейных профилей и тяг, г) четкая фиксация цоколя, поля стены и антаблемента путем их декорирования [9,  c. 331] и т. п. Своеобразие деревянной гражданской архитектуры Иркутска конца XVIII – начала XIX в. состоит в том, что указанные признаки, а также характерные для каменной архитектуры классицизма элементы (триглифы, кронштейны, балясины, пилястры, модульоны, пальметты, венки и пр.) претерпели серьезные изменения и трансформации, оказавшись воплощенными в таком совершенно не свойственном классицизму материале, как дерево.


Статья имеет целью изложение результатов изучения художественно-образной специфики декора зданий иркутского деревянного классицизма. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: в каком конкретном выражении композиционные правила классицизма и формы элементов ордерной системы обрели свою жизнь в Сибири; что изменялось в отдельных элементах декора и стилистической системе в целом по сравнению с исходными формами и пропорциями классицизма при воплощении их на фасадах иркутских деревянных домостроений?


Для реализации цели исследования была проведена натурная (с адресной привязкой) фотофиксация 1133 деревянных иркутских домов1. Помимо объектов, имеющих статус памятников архитектуры, фотографировались здания рядовой массовой застройки. По каждому объекту собраны следующие фотоматериалы: фасад (по возможности с четырех сторон), фронтон, крыльцо, окно, балкон, отдельные детали декоративного убранства.


* * *


Можно указать две главные причины появления форм классицизма на иркутской земле. Первая – ориентация местных архитекторов на использование модных в тот период форм каменного классицизма, первоначально проявивших себя в культовом зодчестве, а затем перенесенных местными архитекторами в гражданскую каменную архитектуру. В этой связи следует упомянуть творчество иркутского архитектора Антона Ивановича Лосева, который, если судить по сохранившимся рисункам, уже с 1793 г. вводил в иркутскую гражданскую архитектуру такие элементы, как прямой и треугольный профилированный сандрик, рустованные лопатки, ризалиты, балюстрады, кронштейны, венки и ленты в тимпане фронтона (рис. 1).



Рис. 1. Проекты фасадов: а) каменного/деревянного дома А. Лосева, 1793, б) каменного дома купца Н.Т. Баснина, 1801, в) каменного дома купца Г.А. Кисилева, 1799, г) дома купца Иванова, 1799 [3, c. 104]


Вторая причина – «образцовые» фасады. Их возникновению, а затем широкому распространению способствовала градостроительная политика в России во второй половине XVIII – середине XIX в., направленная на упорядочивание не только планировочной структуры, но и внешнего облика отечественных городов. Эта политика воплотилась как в создании регулярных планов, так и в разработке рекомендуемых, а по сути дела, предписываемых проектов жилых, хозяйственных и иных зданий, а также элементов благоустройства территории (ворота, изгороди и т. п.). Рассылаемые в провинцию образцовые фасады были основным документом, регламентирующим внешний облик уличных фасадов зданий (вплоть до указа об их отмене в 1858 г.). Они и выступили в роли «переносчиков» из столицы в Сибирь основных композиционных приемов классицизма (симметрия, регулярность, упорядоченность, пропорции, характерные элементы, детали и т. п.). Несколько альбомов фасадов вышло в свет в разные годы: в 1809–1812 гг. (рассылались до 1820 г.), в 1838 г. (рассылались в 1839 г.), а также в 1840, 1841, 1845, 1847 гг. (рассылались до 1854 г.). В 1854 г. опубликован последний альбом. Для образцовых фасадов 1809–1812 гг., рассылаемых в провинцию, было характерно трехчастное горизонтальное членение фасада: высокий цоколь, поле стены главного фасада с 3–5 окнами, антаблемент, лишенный архитрава и фриза и фактически представляющий собой лишь карниз с парапетом. Окна на образцовых фасадах, как правило, венчал прямой профилированный сандрик на кронштейнах или замковый камень. Зачастую часть фасада вокруг центрального окна декорировалась рустом. Карниз часто украшался модульонами, а тимпан фронтона – венком с лентами (рис. 2).



Рис. 2. Образцовые фасады 1809–1812 гг. [1, с. 128–129]


Фасады деревянных иркутских зданий (как одноэтажных, так и двухэтажных), выполненные в стиле классицизма, построены по той же схеме, что и каменные – горизонтальное членение поля стены на те же три части: цоколь, центральная часть (с тремя-пятью окнами), карниз (правда, в деревянном исполнении почти всегда без парапета) (рис. 3, 4, 5).



Рис. 3. Деревянный оштукатуренный дом купца Кудрина [4, c. 14]



Рис. 4. Дом на ул. К. Либкнехта, 31. Здание является примером сочетания двух стилей: классицизма, в соответствии с которым расчленен фасад и размещены триглифы, и сибирского барокко: характерные для него наличники украшают окна второго этажа [8]



Рис. 5. На деревянных фасадах, так же как и на образцовых – каменных, центральное окно выделялось композиционно: ул. Борцов Революции, 6. Фото И. Бержинского 


Отличительной особенностью иркутских деревянных домов второй половины XVIII в. стало появление на фасадах довольно широкого фриза (рис. 6, 7, 8).



Рис. 6. Широкий фриз: ул. Ударника, 5. Фото В. Асманкиной



Рис. 7. Широкий фриз: ул. Кожова, 44. Фото В. Асманкиной



Рис. 8. Широкий фриз: ул. Пролетарская, 4а. Фото В. Асманкиной


На иркутских домостроениях, в отличие от рекомендованных фасадов, центральное окно практически никогда не выделялось декором или рустовкой части фасада. Не выделились сандриками и крайние окна (или выделялись попеременно – через одно, как на рекомендованных фасадах). В отличие от каменных образцов, все окна главных фасадов деревянных зданий практически всегда получали одинаковое декоративное оформление. Лишь в случаях, когда центральное окно делалось шире остальных, применялись растянутые по горизонтали сандрики, но всегда без изменения формы (рис. 5).


Другой характерной чертой иркутского деревянного классицизма являлось отступление от пропорций образцовых проектов, выражавшееся в том, что на фасадах иркутских зданий фриз и цоколь очень сильно поджимали центральную часть как сверху, так и снизу. Причем так сильно, что часто нижняя часть



Страница: | 1 | 2 | 3 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex