/

Сибирские остроги в литографиях Бориса Лебединского : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

Сибирские остроги в литографиях Бориса Лебединского
 

Страница: |    



Борис Лебединский принадлежал к особому типу художника-исследователя, сочетающего творческую деятельность с активным и пристальным изучением далекого прошлого Сибири. Известный иркутский график и живописец Борис Иванович Лебединский (1891—1972) родился в Луге и получил образование в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1910—1911) и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1911—1916). Его учителями были А. А. Рылов, И. Я. Билибин и Н. К. Рерих. За успехи, достигнутые в рисунках и офортах, начинающему художнику была предоставлена возможность заниматься в мастерской выдающегося гравера В. В. Матэ. В 1916 г. Лебединский совершил путешествие по Прибайкалью, и это определило направление его самостоятельного творчества. В 1917 г. Борис Иванович переехал в Иркутск. Там в 1920-х гг. сложился узнаваемый индивидуальный стиль его произведений. Сохранив своё восприятие петербургской графической школы, он стал работать с темами, подсказанными новыми сибирскими впечатлениями. Поселившись в Иркутске, Б. И. Лебединский увлеченно и деятельно включился в научно-исследовательскую работу, посвященную истории города и старинной сибирской архитектуре. Он вошел в состав Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества, Комитета Севера и Комиссии по охране и регистрации памятников искусства и старины. Он готовил материалы для Сибирской советской энциклопедии, участвовал в археологических раскопках на месте Иркутской крепости, изучал уцелевшие постройки Илимского и Братского острогов. Графические произведения, созданные художником в результате этих исторических исследований, стали выражением его стремлений к просвещению народа, его настойчивого побуждения оставить в памяти утраченное прошлое и уберечь от разрушения сохранившиеся памятники - свидетелей старины.

Выступая на Всесибирском съезде художников, состоявшемся в Новосибирске в январе 1927 г., Лебединский с горечью делился своими наблюдениями о сохранности образцов острожного зодчества: «Проезжал я город Илимск… видел илимские башни, сделал офорт. Эта башня в таком состоянии: низ её — хлев, где сваливают всякую рухлядь, верх исписан заборной литературой карандашом, мелом и даже вырублено топором; башня усиленно растаскивается на дрова».



Офорт, упомянутый здесь художником, запечатлел Спасскую башню Илимского острога, сооруженную в 1667 г., в окружении жилых построек и далекого горного пейзажа, представляя этот архитектурный памятник в естественной среде его окружавшей, которая ныне уже не существует. Ведь территория Илимского острога была затоплена при возведении Ангарского каскада ГЭС, а Спасская башня перевезена в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы».

В 1929 г. Б. И. Лебединский стал автором альбома «Иркутский острог», изданного секцией школьного и общего краеведения ВСОРГО и посвященного еще одному значительному архитектурному ансамблю, не дошедшему до ХХ в. Почти все его сооружения были разобраны на рубеже XVIII—XIX столетий. Альбом состоит из нескольких литографий и линогравюр с видами древних крепостных башен и с изображениями деревянной застройки старого города. Эти оттиски сопровождаются пространным историческим очерком, в котором художник описывает обстоятельства основания Иркутской крепости, приводит подробные архивные описания ее сооружений, неоднократно перестраивавшихся на протяжении XVII и XVIII вв., рассказывает о постепенном возникновении города вокруг острога. Произведения, исполненные Лебединским для этого издания, отличаются своеобразным соединением педантичной точности деталей и эмоциональной выразительностью целого. Эти изображения представляют документально точное представление о формах стен, глухих и надвратных башен, типичных для сибирского острожного зодчества. В то же время они обладают глубокой художественной выразительностью.



Одноименная альбому большая вкладная линогравюра с видом острога, открывающимся с Ангары, может быть отнесена к числу одной из главных работ в наследии Б. И. Лебединского. В ней создан обобщенный образ сибирского исторического пейзажа, вбирающий в себя темы бурного движения и величавого покоя, борьбы и торжества. Форма оттиска, подчеркнуто вытянутая по горизонтали, позволяет художнику показать панораму могучей крепости, выросшей вдоль речного берега. Статичность во фронтальном положении острога, на всем протяжении его крепких стен, в мерном, уравновешенном ритме его башен, контрастирует с энергичным движением, выраженным в стремительном течении Ангары, в раздутых парусах летящих по волнам ладей, в очертаниях плотных кучевых облаков. Пятна белого цвета в изображении острожных каменных палат, корабельных парусов, гребней волн усиливают впечатление приподнятой, драматической экспрессии этого пейзажа.



Лист «Сергиевская башня» изображает центральную проезжую башню Иркутской крепости, которая в начале XVIII в. служила колокольней Спасской церкви, расположенной на территории Иркутского острога. Низкая точка зрения подчеркивает здесь величественные размеры строения, увенчанного шатром и шпилем с фигурой двуглавого орла, дает возможность оценить красоту его пропорций. Взгляд с большой высоты, избранный художником для литографии «Глухая башня», позволяет увидеть острог в широком пейзажном пространстве, в его гармонии с окружением. Композиция «Улицы старого Иркутска» с острожными башнями на дальнем плане непосредственно вовлекает зрителя в мир старинного сибирского города. Прекрасный знаток традиционной деревянной архитектуры, Лебединский останавливает внимание на таких заметных подробностях: слюдяном оконце в бревенчатой стене дома, резном украшении ворот, вышке над ними.



Произведения Б. И. Лебединского, посвященные сюжетам освоения края в XVII—XVIII вв. и истории сибирской городской архитектуры, представляют существенный этап в развитии искусства Сибири 1920-х гг.

Страница: |    





 
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex