/

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (ТРИГЛИФЫ, КРОНШТЕЙНЫ). Часть II : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (ТРИГЛИФЫ, КРОНШТЕЙНЫ). Часть II
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    Дальше>>



ке к осям пилястр или лопаток.
Ул. Тимирязева, 55а. Фото Н. Зарубиной


Однако существует и второй вариант – привязка триглифов к осям крайних окон (рис. 9).



Рис. 9. Расположение триглифов с привязкой к осям крайних окон. Ул. Борцов Революции, 6 [8]


Обнаруживается и третий вариант, когда оси расположения триглифов на фасаде привязываются к межоконному пространству (рис. 10).



Рис. 10. Расположение триглифов с привязкой к межоконному пространству. Ул. К. Либкнехта, 31 [7]


Триглифы на фасадах иркутских деревянных домов по-разному заполняли фриз: а) плотнее, чем на исторических прототипах – расстояние между триглифами меньше их ширины (рис. 10), б) с промежутками, примерно равными ширине триглифа, когда расстояние между триглифами равно их ширине или чуть больше ее (рис. 9), в) с промежутками, значительно (в 3–6 раз) больше ширины триглифа (рис. 8, 11)



Рис. 11. Интервал между триглифами больше их ширины. Ул. Седова 52/1. Фото В. Асманкиной


Этот последний вид расположения триглифов на фризе, особенно в тех случаях, когда интервал между ними резко увеличивается и оказывается в 8–10 раз больше их ширины, – характерная черта иркутского деревянного классицизма.


В традиционной архитектуре каменного классицизма промежутки между триглифами либо заполнялись метопами – плитами, украшенными рельефом, либо оставались пустыми. На фасадах большинства иркутских домов промежутки между триглифами, как правило, также оставались пустыми. Однако пустое пространство все же заполнялось (особенно в случаях больших интервалов между триглифами), но не метопами, а геометрическими фигурами из реечных накладок, создающих форму ромба, и токарных круглых элементов (рис. 12). Эта специфическая черта декоративного заполнения уширенных интервалов между триглифами является еще одной характерной особенностью деревянного классицизма Иркутска.



Рис. 12. Заполнение промежутков между триглифами реечными накладками в форме ромба.
Ул. Октябрьской Революции, 11. Фото В. Асманкиной


Кроме того, в ходе исследования обнаружено совершенно необычное расположение триглифов, не согласующееся ни с какими канонами – из триглифов, составленных по вертикали, один над другим, на всю высоту фасада, сложены лопатки. Такое расположение выявлено лишь на одном фасаде на ул. Подгорной, 60 (рис. 13).



Рис. 13. Лопатка из триглифов. Ул. Подгорная, 60. Фото В. Асманкиной


Формы триглифов


Классицистический прототип триглифа содержит две бороздки (а также срезанные торцы) и шесть капель в форме усеченной пирамиды под регулой. Характерной чертой ранних иркутских деревянных триглифов является наличие различного количества бороздок – от двух, как в классическом прототипе, до шести. Что же касается капель, то в иркутских деревянных триглифах их, как правило, 4–5, причем они располагаются как непосредственно под полочкой архитрава – тенией, так и под регулой (рис. 14). Часто триглифы вовсе лишены капель, подобное характерно для поздних иркутских триглифов (рис. 15).



Рис. 14. Декоративное убранство ранних иркутских триглифов: ул. Октябрьской Революции, 11; К. Либкнехта, 31; ул. Борцов Революции, 6; ул. Волконского, 10. Фото. В. Асманкиной


В иркутском деревянном декоре обнаруживается десять разновидностей триглифов:


Первый тип – приближенный к классицистическому прототипу, с бороздками в количестве 3–6 шт. Данный тип триглифов в наибольшей степени соответствует классицистическому образцу (рис. 14).


Второй тип – с бороздками, декорированный филенками, когда поле триглифа обведено по периметру прямолинейной накладной деревянной рамкой. Встречается две разновидности: а) целостный, б) с горизонтальной филенкой посередине триглифа, разделяющей его на две, не всегда равные, части (рис. 15).



Рис. 15. Триглиф с бороздками, декорированный филенками: а) целостный (ул. Марата, 23; ул. Каштаковская, 43); б) с горизонтальной филенкой посередине триглифа (ул. Декабристов, 13; ул. Напольная, 2). Фото В. Асманкиной


Третий тип – без бороздок, декорирован полубалясинами. Поле триглифа лишено бороздок, они имитируются 3–4 накладными полубалясинами. Подзор обильно украшен накладной одно- и двухслойной деревянной пропильной резьбой, относящейся к неорусскому стилю. Подобное явление, с одной стороны – следствие той «революции» в декоре иркутских деревянных домов, которая «произошла после появления в конце XIX века лобзика. На смену рельефной резьбе пришла пропильная, изготовление которой не требовало особых навыков. Доступность приема привела к тому, что деревянным кружевом стали украшать буквально все элементы фасада и ворот». С другой стороны, это результат взаимопроникновения и смешения стилей, которое привело к появлению художественно-декоративных ансамблей, включавших несколько образно-стилистических компонентов (рис. 16).



Рис. 16. Триглифы без бороздок, декорированные балясинами: ул. Польских Повстанцев, 14; ул. Фурье, 5-а; ул. Фурье, 5; ул. Гаврилова, 3. Фото. В. Асманкиной


Четвертый тип – без бороздок, декорирован простейшими накладками и подзором с однослойной пропильной резьбой неорусского стиля. В данном типе триглифа полубалясины заменены 3–4 выпуклыми непрофилированными накладками, также визуально имитирующими расчлененность поля триглифа на две – три части. Подзор обильно украшен накладной, как правило двухслойной, пропильной резьбой. Здесь, так же как и в предыдущем типе, отличительной чертой общего художественно-декоративного образа остается контраст открытого сруба и однослойной пропильной резьбы, который подчеркивается предельной упрощенностью накладок. имитирующих форму триглифа (рис. 17).



Рис. 17. Триглифы без бороздок, декорированные накладками: ул. Подгорная, 26;
ул. Трилиссера, 55; ул. С.Перовской, 36; ул. Тимирязева, 23. Фото. В. Асманкиной


Пятый тип – без бороздок, обрамлен филенками. Поле триглифа лишено бороздок и представляет собой, так же как и в предыдущем типе, ровную плоскость. Отличительная особенность данного типа – прямолинейная или криволинейная (в верхней части) накладная деревянная рамка, обводящая поле триглифа по периметру (рис. 18).



Рис. 18. Триглифы без бороздок с филенками: ул. Марата, 23; ул. Седова, 27; ул. Баррикад, 79. Фото В. Асманкиной


Шестой тип – без декоративного убранства. Поле триглифа лишено бороздок и представляет собой ровную плоскость (ул. Горная, 12) (рис. 19).



Рис. 19. Триглифы без бороздок и декоративного убранства: ул.  Декабрьских Событий, 74; Тимирязева, 65; Каландаришвили, 5, Горная, 12. Фото В. Асманкиной


Седьмой тип – триглиф-руст (рис. 20).



Рис. 20. Триглиф-руст. Ул. Баррикад, 43. Фото В. Асманкиной


Восьмой тип – декорирован накладным пропильным однослойным узором с филенками (рис. 21). В данном типе поле триглифа, так же как и в предыдущем типе, обрамлено филенками. Однако на месте бороздок располагается накладной пропильный однослойный узор с формами растительного или геометрического характера, присущий неорусскому стилю.



Рис. 21. Триглифы с накладным пропильным однослойным узором и филенками:
ул. Ф. Энгельса, 35; ул. Радищева, 28; пер. Пионерский 1-а; ул. Чехова, 7. Фото В. Асманкиной


Девятый тип – декорирован накладным пропильным однослойным узором без филенок. Поле триглифа, так же как и в предыдущем типе, декорировано накладным пропильным однослойным узором с формами растительного или геометрического характера. Но, в отличие от предыдущего типа, филенки отсутствуют (рис. 22).



Рис. 22. Триглифы с накладным пропильным однослойным узором без филенок: ул. Баррикад, 79; ул. Декабрьских Событий, 77; ул. Желябова, 16; ул. Сурикова, 11. Фото В. Асманкиной


Десятый тип – триглиф как бессистемное сочетание нескольких видов декор



Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex