Станислав Гурулёв. Засыпающий Байкал
 

 Версия на сайте 

Страница: | 1 | 2 |   Дальше>>



Летом Байкал прозябает - колышет неторопливо свои воды, раскатываясь мелкими волнами. Настоящая его жизнь, кипуче-деловая, беспокойная, взбудораженная наступает только осенью, когда его начинают прижимать крепенькие осенние морозы. Прижимают, заставляя отдавать накопленную за летнюю спокойно-размеренную, жирно-беспечную жизнь теплоту, забранную от солнца. Прижимают, а он пыхтит, отдувается густыми туманами, налезающими на берега, забирающимися в ближние долины, пади и распадки. И чем крепче становятся морозы, тем быстрее зарастают бухты и заливы льдом, лед намерзает на береговых галечниках, на крутых скалах.

Сперва так и кажется, что озеро-море замерзнет тихо и спокойно, отдаст без борьбы свое тучное водянистое тело крепко-каменному льду.

Но нет. Вместе с морозами на Байкал приходят сильные штормовые ветры. Ветры и поднятые ими волны разбивают вдребезги первые неокрепшие ледяные забереги в куски и глыбы, волны долго таскают их, как бы лаская в своих объятьях, а затем снова выбрасывают на берег, словно разочарованные их холодностью и отчужденностью.
Так из кусков и крупных глыб битого льда на Байкале начинает формироваться самое причудливое и фантастическое его создание - сокуй, который на обычных морях и океанах приполярных широт, где зимы студеные, называют просто береговым припаем. Сокуй - название местное, байкальское, русское. И.сейчас русские лрибайкальцы так называют верхнюю зимнюю одежду - меховую доху с капюшоном. Так же они называют ледяные сосули и сосульки под стрехами своих домов. И не только русские Прибайкалья владеют этим словом - оно встречается у русских на Енисейском Севере, где им обозначают женскую меховую одежду, заимствованную (вместе с названием) у коренных сибирских народов. Языковеды полагают, что слово «сокуй» русские заимствовали у самодийцев -ненцев, хантов, манси, селькупов, издавна населявших север Западной Сибири. На Байкале слово из народного лексикона переместилось в научную терминологию. Береговые ледяные припаи ученые, вслед за местным русским населением, стали называть этим народным словом. Сокуй - это ледяная шуба, доха Байкала.

Особенно причудливы сокуй у скальных берегов, где высокие волны яростно и беспощадно штурмуют крутые скалы, пытаясь их сокрушить. Волны забрасывают водяные брызги на высоту до пяти-шести метров, безудержно обливая скалы водой. Стекая, словно слезы, вода замерзает, создавая ледяные наросты, сосули, свисающие со скальных карнизов
Шторм повторяется неоднократно. То, что вчера замерзло и, казалось бы, застыло на всю зиму, сегодня опять разбивается вдребезги налетающими ветрами и волнами. И все это повторяется вновь и вновь... В результате причудливые, фантастические по рисунку ледяные узоры и скульптуры сплошь покрывают скальные берега. И если скалы вдоль берега протяженны, то создаются целые галереи ледяных скульптур, которыми можно любоваться как произведениями искусства.

Столь же причудлив по внешнему оформлению сокуй у отлогих берегов. Но есть и существенные отличия. Если там, у скальных берегов, наплески, набрызги, замерзшие потеки и ледяные наросты кажутся творениями осмысленно действующей руки скульптора, признававшей, хотя бы в самой малой степени, законы художественного творчества, то здесь, у отлогих берегов, царит хаос - глыбы льда нагромождены одна на другую, повернуты и перевернуты, на них набросан беспорядочными кучами мелкий битый лед, волнами в них вымыты желоба, колодцы, ниши, некоторые глыбы оттянуты от берега в воду, да так и замерзли в ней.

Разбивая ледяной припай в куски и глыбы, волны беспрестанно носят их в воде, то выбрасывая на берег и гулко ударяя ими в береговой ледяной барьер, то снова увлекая с собой при отступлении от берега. Куски и глыбы льда окатываются, округляются в воде, отирая бока друг другу. И если сильные морозы скуют такую воду с округлыми кусками и глыбами льда, получится необычный лед - колобовник. В нем окатанные глыбы льда самых разных размеров - от «гальки» величиной в крупный помидор до «валунов» в полметра и больше, в зависимости от того, как долго, куски .льда окатывались и отирались в штормовых волнах. В «гальках»и «валунах» часто можно видеть вмерзший песок или даже растительные остатки -признак того, что эти льды формировались сначала в береговом припае - в сокуе. Обработка кусков и глыб льда - довольно быстрый процесс. И это неудивительно - в береговой зоне Байкала, как и любого другого моря-океана, волны перетирают и обкатывают более крепкий и устойчивый материал - горные породы, те же, к примеру, граниты, не говоря уже о дере-вягах, кирпичах, бутылочном стекле и другом произведенном человеческом мусоре. Однако трудно бывает представить, как волны обрабатывают гранит, но вот когда видишь, как они расправляются почти в однодневье с глыбами и кусками льда, начинаешь понимать и то, как крушат они гранит. Они растирают его уже двадцать пять - тридцать миллионов лет, с тех пор, как образовались первые зародыши байкальских впадин, обрабатывают его и ныне и будут крушить еще миллионы и миллионы лет, пока перетертым в песок и глину материалом не заполнится мощное, уходящее в глубину более чем на полтора километра водное чрево Байкала. И, видя, как волны отирают и окатывают ледяные куски и глыбы, представляешь геологическую сущность этого процесса, невеликая на первый взгляд мощность которого, множимая вечно текущим временем, дает грандиозные результаты. Даже если вы не геолог и ничего не знаете о земной летописи, вы, глядя на монотонную работу ветра и волн у формирующегося осенью сокуя, неизбежно ощутите и почувствуете масштабность совершаемого, равно как и свое участие в происходящем. Ощущение безучастности, рождающееся при обзоре гигантской работы ветра и волн, незаметно перерастает в гнетущее чувство беспомощности...
Осенние штормовые ветры поднимают на озере высокие волны, с грохотом накатывающиеся на берег. И тот, кто живет рядом с Байкалом, слышит этот неумолчный грохот и днем, и ночью, пока не стихнут ветры. Порою и неугомонные ветры стихают, истратив свою мощь в силу, а штормовые волны все идут и идут на берег, словно многочисленные воинские цепи - в атаку, все штурмуют береговые бастионы, ими же воздвигнутые изо льда - так сильно раскачивают ветры Байкал, или же они еще проще продолжают дуть где-то в другой части его обширной акватории, простирающейся из конца в конец на шестьсот с лишним километров.

Волны поднимают со дна растения, рвут их на части, если они прикреплены ко дну, взбаламучивают застойные придонные воды, вовлекая их в страсть движения. Вместе с этими тинисто-зелёными водами поднимаются многочисленные водоросли, до того мирно взвешенные в них, приспособившись к ним. И мелкие разноцветные водорослевые шарики насыщают прибрежную воду, которая их беспрерывно перекатывает по галечному и песчаному дну, временами при сильном порывистом движении отрывает ото дна и приподнимает в своем слое, как бы играет ими, забавляется, словно дитя - занятной игрушкой, к которой его только что допустили. Со временем водоросли - белые, розоватые, белесые, зеленоватые, фиолетовые ~ вмерзают в пляжный песок или в ледяные глыбы сокуя, а морозы все крепче и крепче. И там, где сокуй оказывается припаянным к отлогому берегу, он вскоре находит себе защиту от неистовства штормовых волн в ровном гладком льду, покрывшем в морозную ночь все мелководье. Ветер и волны возобновляют свою работу у края вновь возникшего ледяного поля. Они непрерывно разбивают его, насколько это оказывается возможно, и вновь, как и прежде, выбрасывают на гладкий лед ледяные
глыбы, которые смерзаются в единый вал. И если продолжает штормить, то вал снова разбивается и снова смерзается. Так формируется новый сокуй - морской.

Противоборство морозов и байкальской воды продолжительно. Оно затягивается до середины зимы, до января. И все это время кажется странным, как это морозы, давно уже, в начале ноября, сковавшие малые и большие реки, не могут справиться с Байкалом, где вода не течет, как в быстрых реках, а больше стоит, если же и течет, то не столь быстро. А разгадка, оказывается, скрыта в том, что за лето воды Байкала набирают столько животворного тепла, что его сразу не изгнать даже сильнейшим морозам.

Теплонасыщенность, теплоемкость воды велика, да ее еще следует соотнести с огромным объемом, пусть не всей воды, а только ее части, ведь Байкал до дна за лето не прогревается. Тепло в Байкале начинает накапливаться довольно рано, с марта, когда еще только-только появляются первые признаки весны. И это продолжается до октября. А с октября начинается охлаждение, Пока морозы сгладят разницу температур в различных слоях приповерхностных вод, примерно до глубины в двести метров, пока они уравняют массу воды по температуре примерно до плюс четырех градусов, пока они доведут эти воды до точки замерзания, вот и уходит не любящее ждать время.

На мелководьях уже лежит лед, а там, где глубоко и очень глубоко, лед появляется много позже. И как правило, не при ветре, а в тихую, спокойную, но очень морозную погоду. Над озером возникает густая пелена пепельно-серого тумана, закрывающего все дали. Слабые, нехотя передвигающиеся волны тихо шелестят возле сокуя. Байкал как бы засыпает на зиму, спокойно, величаво, задумчиво. С тяжелыми вздохами - ведь он всю осень и начало зимы провел в яростной борьбе со сковывающими морозами, - чувствуя, что его победил, сковал, обессилил необоримый недуг. В воде возникают мириады мелких кристалликов льда. Это - сало. Кристаллики правильные и красивые - шестилучевые звезды, похожие на снежинки, длинные иглы. Разрастаясь, они образуют в одну ночь сплошную корку - склянку. Налетит заблудившийся ветерок, чуть всколыхнет эту зыбучую корку и, смотришь, нет ее, она разбита на отдельные льдины, которые продолжают обрастать льдом, образуя шугу. И трет шугу Байкал, исходя из последних сил.

И стоя на берегу, вы видите эту печальную картину засыпающего на зиму, почти умирающего исполина, со вздохами и нехотя готовящегося к неизбежности.




















 

Страница: | 1 | 2 |   Дальше>>






Пожалуйста, оцените стихотворение:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex