/

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    Дальше>>



исле и в интерьерах) применительно к церковной архитектуре – это явление совсем не стихийное, скорее – «законодательное». Храмовые здания строились и оформлялись не в соответствии со вкусами настоятелей, эстетическими предпочтениями руководства местной епархии или, тем более, вкусами прихожан, а согласно церковным канонам. Стиль декоративного убранства интерьеров церквей был централизованно регулируемым и предписывался Синодом. Следует проанализировать эволюцию стилистики иконостасов (и церковных интерьеров в целом) в период с конца XVII до начала XIX в., а затем хронологически сопоставить ее с появлением и последующей эволюцией сибирского (иркутского) барокко на фасадах иркутского жилья.


Пытаясь обнаружить истоки сибирского барокко в гражданской деревянной архитектуре Иркутска следует проработать и «бытовую» гипотезу происхождения – влияние стилистики мебели, выступившей в качестве прототипа для заимствования пластических элементов в оформлении наличников зданий.


Классицизм


«Деревянный классицизм» – стиль, имитирующий в дереве формы каменной архитектуры классицизма (рис. 11).



Рис. 11. Пример иркутского деревянного декора, имитирующего формы каменной архитектуры (ул. Декабрьских событий, 52). Фото М. Мееровича


Классицизм был привнесен в Сибирь вместе с «высочайше рекомендованными» фасадами, которые стали поступать в иркутскую провинцию из Санкт-Перербурга, начиная с 1792 г. (рис. 12, 13).



Рис. 12. «Фасадов примерных против протчих вновь строющихся городов каменным и деревянным домам». 1770-е гг. (верхний ряд: фасад каменного дома, фасад дома с лавками на первом этаже; нижний ряд: фасады деревянных домов) [1]




Рис. 13. Образцовые фасады для Иркутска. 1792 [1]


В 1809 г. издается правительственный указ «О строении частных домов в городах по вновь высочайше утвержденным фасадам». За три года (1809 – 1812) были изданы пять гравированных альбомов чертежей, соответствовавших требованиям русского классицизма. Они были объединены под названием «Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи». В пяти альбомах, рассылавшихся на места, содержалось в общей сложности около 224 образцовых фасадов жилых, хозяйственных и других зданий и свыше 70 проектов заборов и ворот. Проекты не сопровождались планами, потому что цель этой акции – обеспечить стилевое единство застройки, оставив будущему владельцу максимальную свободу в выборе планировки дома и его украшения. Каждый конкретный застройщик, получая разрешение на строительство, снабжался лишь двумя предписывающими чертежами: планом участка и фасадом здания. В Иркутск экземпляр (в двух томах) «Высочайше утвержденных фасадов частных домов по городам Российской империи» поступил в начале 1810 г. 14 марта эти образцовые фасады были препровождены в городскую думу для обязательного исполнения [4, с. 16].


Декорирование фасадов зданий административными структурами на местах никак не регламентировалось. И оно, и материал постройки, и внутренняя планировка определялись владельцами домов самостоятельно. Подтверждением такому утверждению служит следующий факт: во второй половине XVII в. была разработана (архитектором И. Лемом) серия из 8 домов и лавок, называвшаяся «Фасада примерных против протчих вновь строющихся городов каменным и деревянным домам», которая была разослана по меньшей мере по 200 российским городам; она была снабжена надписью: «Наружные украшения и внутреннее расположение оставить хозяевам на волю кто какия пожелает» [10, с. 12–15].


Таким образом, частный застройщик, с одной стороны, строго подчинялся градостроительной дисциплине и внедряемой свыше общей стилевой направленности городской застройки, а с другой – имел достаточно широкую свободу в определении внутреннего обустройства домостроений и их внешнего оформления.


Несмотря на то что «Собрания фасадов» имели «рекомендательный» характер, в результате чиновничьего рвения следование им в ходе проектирования и строительства домостроений превращалось в обязательное. В результате переделки образцовых фасадов под основной в тот период местный строительный материал – дерево и возник в г. Иркутске «деревянный классицизм».


«В соответствии с проектными образцами фасады деревянных зданий получали обязательную симметрию, трехчастное членение по высоте, подобно ордерному, а также обшивку гладкими досками, имитировавшую штукатурку каменной поверхности, иногда и деревянные стены штукатурились» [4, с. 18] (рис. 14).


«Все эти приемы, привнесенные регламентацией, … ассимилировались и постепенно … почти обязательным стало завершение дома неполным антаблементом с подшивным дощатым фризом, широко было распространено использование таких классицистических элементов, как ризалиты, триглифы, лопатки, на которых часто делали вертикальные желобки, имитирующие каннелюры» [4, с. 18.] (рис. 14).



Рис. 14. Пример деревянного оштукатуренного дома с подшивным дощатым фризом. На боковом фасаде видна дранка деревянной стены (ул. Некрасова 9а). Фото М. Мееровича


Иркутская деревянная архитектура стиля классицизм несет практически все элементы каменной архитектуры, но в деревянном исполнении.


Характерной чертой иркутского деревянного классицизма являются фальшивые кронштейны (рис. 15). В подлинной классической архитектуре они были элементом, реально поддерживающим выступающие части здания (балконы, свесы кровли и т.п.). В иркутской деревянной архитектуре деревянные кронштейны дома лишь фиктивно несут сильный вынос кровли, потому что в действительности они не являются выносами балок перекрытия, как в классической архитектуре, а лишь имитируют их наличие.



Рис. 15. Фальшивые деревянные кронштейны (Марата, 54). Фото М. Мееровича


Другой характерный признак иркутского деревянного классицизма – деревянные триглифы, которые представляют собой деревянный брусок с 2-4 неглубокими бороздками со скошенными углами, на котором ниже полочки располагаются 4-5 деревянных объемных треугольников, обозначающих (имитирующих) классицистические «капли» (рис. 16). Характерной чертой является то, что в иркутском деревянном классицизме разрыв между триглифами далек от классицистических образцов – расстояния между ними в 5-6 раз больше, чем в обычной каменной ордерной схеме.


 


Рис. 16. Иркутские триглифы. Фото В. Асманкиной


Сегодня феномен иркутской деревянной архитектуры, имитирующей каменные формы архитектуры классицизма, также в достаточной мере не исследован и не изучен. Пока лишь очевидно, что по разнообразию форм, по оригинальности пластических решений, по характеру сочетания с другими стилями, это – уникальное явление в сибирской архитектуре. Но чтобы глубже понять истоки возникновения, распространения и развития этого стиля, необходимо выяснить, сколько домов, относящихся к нему, было в Иркутске до массового уничтожения в результате сноса деревянной исторической застройки в советский период, а особенно в результате поджогов в последние десятилетия? Сколько домов с той или иной разновидностью классицистического декора сохранилось на сегодняшний день в Иркутске, как они расположены, можно ли выявить зависимость их появления от этапов расширения городской застройки? Как территориальное расположение деревянных домов с классицистическими фасадами накладывается на реальную историю роста города – т. е. как оно связано с приращением новых улиц и целых кварталов? Почему они разбросаны по территориям, относящимся к разным этапам развития города? Почему мы не обнаруживаем близких по стилю декора домов рядом друг с другом? Какие разновидности классицистического стиля реально представлены в декоративном оформлении фасадов иркутских зданий? Почему, например, в системе классицистического декора встречается совершенно нехарактерный для классицизма растительный орнамент (рис. 17)?



Рис. 17. Растительный орнамент в классицистическом декоре (Карла Либкнехта, 24).
Фото М. Мееровича


Модерн


Модерн в дереве представлен в Иркутске лишь несколькими отдельными примерами Он не стал массовым явлением, подобным иным стилям, перечисленным ранее (рис. 18).



Рис. 18. Иркутский деревянный декор. Модерн (ул. Профсоюзная, 87). Источник: Резьба по дереву в архитектуре Иркутска [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/rezba_po_derevu_v_arhitekture_irkutska


В отечественной историографии, посвященной деревянному декору, принято считать, что одной из основных причин изменения его стилистики являлась эволюция технологий и инструментов работы с деревом. Интереснейшей задачей исследования декора деревянной граждан



Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex