/

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    

ской архитектуры Иркутска является выяснение того, какая технология производства плотницких работ «сопровождала» каждый из перечисленных выше стилей: модерн, деревянный классицизм, «иркутское барокко», «древнерусский языческий», восточный?


Для ответа на вопрос о механизме воспроизведения стилей деревянного декора необходимо также собрать хронологически развернутый материал о процентном соотношении хозяйств Иркутска, занимающихся столярным и плотничным промыслами, о количестве плотницких артелей, об общем количестве членов артелей, содержании их работы, характере взаимодействия с заказчиком, соотношении расценок на возведение сруба и на декорирование фасада, способе изготовления декора: штучном (для каждого здания) или «поточном» (когда декор заготавливался впрок и заказчик мог купить его так же, как мы сегодня покупаем на строительных рынках гипсовые карнизы), об этнической принадлежности мастеров-резчиков и т.п.


Эти вопросы касаются и деревянного модерна. Решая их, исследователь вновь с неизбежностью выходит к теме «подготовки плотницких и столярных кадров по 15 видам ремесел» [11, с. 4] и оказывается перед необходимостью охарактеризовать художественное образование, которое получали выпускники «Конторы строения домов и различных ремесел», составлявшие основной костяк рабочих артелей, изготовлявших декоративное убранство жилых домов. Самое важное – необходимо выяснить, в какой мере они могли влиять на вкусовые и стилистические предпочтения заказчика?


Также необходимо составить хронологические таблицы, на которых синхронно сопоставить на иркутском материале а) эволюцию технологий плотницких работ (появление в Иркутской губернии машин, инструментов по распиловке дерева и вырезанию криволинейных форм, изменение техник обработки древесины, способов скрепления различных деталей в единую композицию наверший и т.п.), б) развитие территории города на различных этапах его развития (показать, в какой период какие новые стилистические веяния проявлялись на той или иной конкретной территории), в) эволюцию деревянного декора различных стилей (показать, что изменялось, а что оставалось неизменным), г) эволюцию архитектурной моды и «официально распространяемых» стилей (когда появились те или иные стили, когда начали смешиваться), д) примеры декора, спроектированного профессиональными архитекторами и примеры работы народных плотницких артелей (провести сравнительно-сопоставительный анализ и показать, в чем разница).


Один из основных вопросов темы – на каком этапе строительства жилого дома и кто конкретно определял характер декоративного убранства (на стадии проекта, на стадии согласования, на стадии строительства, на стадии украшения)? В какой мере характер декора регламентировался распоряжениями чиновников? В какой степени хозяин дома волен был сам определять внешний вид своего дома, а в какой вынужден был следовать традиции (описать примеры и сопоставить постройки, относящиеся к произвольному решению хозяина дома и к определенному стилю, навязанному ему свыше)? Можно ли утверждать, что выбор стиля декоративного убранства дома и конкретных элементов декора мог принадлежать исключительно мастеру такой артели, то есть кто выступал «субъектом» декорирования: а) хозяин домостроения; б) профессиональный архитектор, привлекавшийся к проектированию здания; в) художник, участвовавший в меблировке интерьера или разработке внешнего вида – фасада здания; г) бригадир артели плотников, на свой вкус подбиравший и компоновавший стандартные элементы отделки фасадов; д) городской архитектор, подписывавший разрешение на применение типового фасада и др.?


Неатрибутированные формы


К отдельной стилистической группе деревянного декора г. Иркутска конца XVIII – начала XIX в. следует отнести все те разнообразнейшие разновидности убранства деревянной гражданской архитектуры, которые не нашли пока внятного разъяснения своего происхождения, не обрели строгой научной констатации и не отнесены ни к одному из известных стилей, но, несомненно, представляют собой яркое и необычное художественное явление, ожидающее своего детального и углубленного обследования, изучения, обобщения, систематизации (рис. 19, 20, 21, 22). Эти формы все еще ждут своего исследователя



Рис. 19. Пример неатрибутированных форм декора иркутских деревянных зданий (ул. Иосифа Уткина, 6б). Фото М. Мееровича



Рис. 20. Пример неатрибутированных форм декора иркутских деревянных зданий (ул. Карла Либкнехта, 19). Фото М. Мееровича



Рис. 21. Пример неатрибутированных форм декора иркутских деревянных зданий. (ул. Горная, 13а). Источник:http://www.a3d.ru/architecture/stat/318 ; Фото М. Мееровича



Рис. 22. Пример неатрибутированных форм декора иркутских деревянных зданий (роспись лобани классицистического наличника). Архивная фотография. Объект утрачен.
Фото М. Мееровича



Библиография

  1. Асманкина, В.А. Влияние эстетики классицизма на декоративное убранство деревянной гражданской архитектуры г. Иркутска конца XVIII – начала XX в. : научно-исследовательская историко-теоретическая дипломная работа [Рукопись] / В.А.  Асманкина. – Иркутск : Иркутский гос. тех. ун-т. – 2011. – 90 с.
  2. Барановский, Е. О типологии жилых домов Иркутска / Е. Барановский // Земля Иркутская. – 2002. – № 1 (18) – С. 23–29.
  3. Барановский, Е. Типология элементов декора фасадов и интерьеров иркутских домов /  Е. Барановский // Земля Иркутская. – 2002. – №2 (19). – С. 4–6.
  4. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / Фото И. Бержинского, текст Л. Басиной, А. Гаращенко, И. Калининой, Е. Ладейщиковой. Иркутск : Земля Иркутская. – 2010. – 160 с.: ил.
  5. Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества /  Л.С. Клейн. – СПб. : Евразия. – 2004. – 480 с.
  6. Корзун, А.В. Развитие архитектурного своеобразия исторического города (на примере Иркутска). Т. 1: дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 /  А.В. Корзун. – М., 1984.
  7. Корзун, А.В. Традиции деревянной жилой застройки Иркутска / А.В. Корзун  // Земля Иркутская. – 2001. – №1. – С. 25–28.
  8. Матвеева, А.А. Влияние культуры Востока на декоративное убранство гражданской архитектуры г. Иркутска начала XVIII – конца XIX в. : Науч.-исслед. историко-теоретич. дипломная работа : [Рукопись] / А.А.  Матвеева.– Иркутск : Иркутский гос. тех. ун-т. – 2010. – 120 с.: ил.
  9. Оглы, Б.И. Иркутск: о планировке и архитектуре города / Б.И. Оглы. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во., 1982. – 112 с.: ил.
  10. Ожегов, С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII – XIX веках / С.С. Ожегов. – М., 1987. – С. 12–15.
  11. Павлюченкова, Э.Г. Иркутск уходящий: о декоре деревянных и каменных домов /  Э.Г. Павлюченкова. – Иркутск : Оттиск, 2008.– 70 с.: ил.
  12. Полунина, Н.И. Живая старина Приангарья / Н.И. Полунина. – М.: Искусство, 1990. – 174 с.: ил.


Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex