/

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (БАЛЯСИНЫ, ПИЛЯСТРЫ, ЛОПАТКИ). Часть I : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (БАЛЯСИНЫ, ПИЛЯСТРЫ, ЛОПАТКИ). Часть I
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 |    Дальше>>



фриза даже проходила за верхушками фронтонов наличников окон, а цоколь «заезжал» под подоконную доску (рис. 9).



Рис. 9. Дом на ул. Марата, 60. Фото М. Мееровича


Изображения и чертежи каменных классицистических фасадов были широко доступны сибирским архитекторам и плотникам, вынужденным каждодневно на месте решать практические задачи исполнения форм каменной архитектуры в дереве. Как следствие, деревянный фасад строился по канонам композиционной ордерной системы классицизма, т. е. имел: а) высокий цоколь, б) поле стены с гладкой поверхностью, в) в той или иной степени развитый антаблемент, но при этом приспосабливался к особенностям дерева. Например, поле стены почти не декорировалось, оно представляло собой плоскость остроганного широкого теса (горизонтальные членения), стыковавшегося вплотную через стык в «ус», имитирующий рустовку. Как правило, фасады были освобождены от мелкого рельефа, членящего в каменном классицизме стену филенками и лопатками. Для ухода от однообразия фасадов в иркутской деревянной архитектуре использовались ризалиты, которые, кстати, не получили широкого распространения.


Пожар 1879 г. уничтожил в Иркутске большинство деревянных домов первой половины XIX в., построенных по образцовым проектам 1809–1812 гг. Скорее всего, после пожара дома возводились под влиянием образцовых проектов 1838–1854 гг. Отечественные исследователи, изучавшие пластику и стилистические принципы композиции этих образцовых проектов (Е.И. Кириченко, М.Б. Михайлова, В.Л. Хайт, Е.Г. Щеболева) отмечали, что их фасады лишены характерного для стилистических композиций классицизма подчинения побочного главному. В образцовых проектах первой половины XIX в. преобладали равномерно ритмические композиции, в них часто отсутствовала центральная ось композиции, усиливались черты однородности, нейтральности. «Основная масса проектов принадлежала к тому варианту бидермейера, который бесконечно варьировал заимствованными в арсенале классической архитектуры деталями, главным образом одинаковыми в пределах одного этажа. … Равномерность, равнозначность, равновеликость, отсутствие резких контрастов и сильных акцентов превращалось в стилевой признак архитектуры, представленной образцовыми фасадами жилых домов середины XIX века» [2, с. 189]. Эта же «равномерность» плоскости главного фасада характерна и для иркутского деревянного классицизма XIX в. (рис. 6, 7, 8, 9).


Создатели образцовых фасадов 1838–1854-х гг. в качестве средств декоративного оформления использовали такие элементы, как рамочные, щипцовые и полуциркульные наличники, заимствованные из флорентийских и венецианских палаццо эпохи Ренессанса (XV в.). В арсенале пластических приемов иркутского деревянного классицизма периода после пожара также присутствует акцентировка наличников: а) рамочными (рис. 10), б) треугольными (рис. 11) и в) полуциркульными (рис. 12) фронтонами; углов фасада – пилястрами и лопатками; а фриза главного фасада – триглифами и накладками.



Рис. 10. Рамочный фронтон: ул. Декабрьских Событий, 52; ул. Желябова, 17 б; Халтурина, 15.
Фото В. Асманкиной



Рис. 11. Треугольный (щипцовый) фронтон: ул. 3-го Июля 5; ул. Грязнова, 8; ул. Грязнова, 2 а. Фото В. Асманкиной



Рис. 12. Полуциркульный фронтон: Черемховский пер., 8; ул. Марата, 41; ул. Декабрьских Событий, 72. Фото В. Асманкиной


Неотъемлемой частью в композиции классицистического фасада деревянных иркутских домостроений являлись угловые пилястры и лопатки. Они оформляли углы строений, а также размещались между окнами, фиксируя межоконное пространство (рис.13). Пилястры несли не только декоративную, но и конструктивную функцию – они прикрывали торцы и стыки досок обшивки фасада от прямого попадания дождевой влаги. Иркутские пилястры, так же как и классические, имели базу и капитель.



Рис. 13. Пример размещения пилястр между окнами: ул. Декабрьских Событий, 54.
Фото В. Асманкиной


В ходе исследования выделено два типа декоративного оформления ствола пилястры:
а) с каннелюрами и б) без каннелюр. Тип с каннелюрами получил наибольшее распространение. Капитель этого типа пилястр лишена убранства, либо декорирована накладными ромбами, рустами, филенками, розетками. База чаще всего декорирована рустами (рис. 14). Во втором типе (без каннелюр) ствол пилястры декорирован филенками, геометрическими элементами, объемными накладками, а также накладным пропильным растительным орнаментом (рис. 15).



Рис. 14. Пилястры с каннелюрами: ул. Киевская, 1а; ул. Декабрьских Событий, 52;
ул. Декабрьских Событий, 66; ул. Декабрьских Событий, 77. Фото В. Асманкиной



Рис. 15. Пилястры без каннелюр с накладным декором: ул. Тимирязева, 30, ул. Седова, 52.1, ул. Дзержинского, 62 б; ул. С. Разина, 37. Фото В. Асманкиной


Реже пилястры обнаруживаются на фасадах двухэтажных домов, потому что углы таких домов чаще всего не имели какого-либо специального декоративного убранства и фиксировались простыми прямоугольными утолщениями произвольной ширины, выполнявшими в основном функцию защиты от влаги. Основой декора наличников иркутского деревянного классицизма второй половины XIX в. являлись такие элементы, как а) розетки, б) кольца и стрелы, в) гирлянды растительного мотива, г) веер, д) ионики, е) бусы. С течением времени формы деревянного декора, с одной стороны, упрощались, становились более сдержанными, более прямолинейными, с другой – возрастала пластическая вариативность форм одного и того же элемента. Отличительной особенностью архитектуры второй половины XIX в. было появление нового элемента декора – занавеса с кистями. Рассмотрим каждый из перечисленных элементов более подробно. Розетки являлись самым распространенным видом декоративного убранства наличника второй половины XIX в. Наиболее широкое распространение получила круглая геометрическая розетка (рис. 16). Она встречается буквально на каждом втором наличнике, что, несомненно, связано с простотой и быстротой их изготовления токарным способом. Часто розетка декорировала наличник в сочетании с филенками. На лобанях наличников розетки располагались по одной или по три, причем последние композиционно составляли треугольник, где вершина треугольника – большая розетка, а две, меньшие по размерам, расположены по бокам. Часто круглая розетка украшала центры подоконных досок.



Рис. 16. Круглые розетки: пер. Пугачева, 2; ул. Грязнова, 44; ул. Трилиссера, 2.
Фото В. Асманкиной


«Воинская» символика: кольца и стрелы прочно закрепились в качестве одного из самых распространенных декоративных элементов деревянных наличников. Практически всегда их расположение имело четкую центральную ось, композиция нарастала к центру. Кольца и стрелы декорировали лобань и, как правило, располагаясь на ней одиночно, т. е. без соседства с другими элементами (рис. 17).



Рис. 17. Кольца и стрелы: ул. Кирпичная, 62; ул. Писарева, 10; ул. Писарева, 11.
Фото В. Асманкиной


Гирлянда растительного орнамента – это вариация ампирного венка с лентами, переработанного местными мастерами не только в традиционной для древнерусского стиля «растительной» манере, но и применительно к технологии пропильной лобзиковой обработки, переход к которой от объемной резьбы произошел в Иркутске во второй половине XIX в. (рис. 18).



Рис. 18. Гирлянда растительного орнамента, объемная резьба: ул. К. Мадьяр, 82. Фото из архива ЦСН, г. Иркутск; ул. Энгельса, 9. Фото из архива ЦСН, г. Иркутск; ул. Ф. Энгельса 33; ул. Декабрьских Событий, 74. Фото В. Асманкиной


Гирлянда растительного орнамента в подавляющем большинстве случаев представляла собой плоский пропильной узор, располагавшийся на лобани. Часто соседствовала с таким декоративными элементами, как русты, розетки, филенки (рис. 19). Эти рельефы обычно были невысокими с ярко выраженной вертикальной композиционной осью, изредка дорабатывались объемной резьбой до вида низкого рельефа.



Рис. 19. Гирлянды растительного орнамента: пер. Учительский, 6; пер. Милицейский, 4;
пер. Пугачева, 2. Фото В. Асманкиной


Веер, ионики и бусы, пожалуй, самые редко встречающиеся элементы декора деревянной застройки Иркутска второй половины XIX в. Веер, выполненный в технике глухой накладной резьбы, встречается на средних филенках ставень первой половины XIX в. Во второй половине XIX в. этот мотив начал декорировать лобань и выполнялся, как большинство других элементов этого периода, в технике однослойной пропильной резьбы (рис. 20).




Страница: | 1 | 2 | 3 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex