/

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (ТРИГЛИФЫ, КРОНШТЕЙНЫ). Часть II : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (ТРИГЛИФЫ, КРОНШТЕЙНЫ). Часть II
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    Дальше>>



«Архитектон: известия вузов» № 44 Декабрь 2013


Эта статья в формате .pdf


История архитектуры


Асманкина Валентина Александровна


аспирант.
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор М.Г. Меерович.
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»,
Иркутск, Россия, e-mail: v.asmankina@mail.ru

Меерович Марк Григорьевич


доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук,
член-корреспондент Международной академии архитектуры.
Иркутский государственный технический университет,
Иркутск, Россия, e-mail: memark@inbox.ru

КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (ТРИГЛИФЫ, КРОНШТЕЙНЫ). Часть II



УДК: 72.03
ББК: 85.113(2)


В статье рассматриваются две наиболее характерные формы классицистического декора, воплотившиеся в дереве: триглифы и кронштейны. В результате исследования впервые в истории изучения деревянного зодчества Иркутска триглифы и кронштейны систематизированы по ряду ключевых признаков: а) пропорции – внешняя форма/профиль, б) декоративное оформление, в) расположение на фасаде. Они сведены в классификационные группы, каждой из которых дана краткая характеристика. Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе дореволюционных и современных источников: письменных и графических архивных материалов, текстов, а также на результатах натурных обследований объектов – фотофиксации и графическом анализе.
 


Ключевые слова: классицизм, деревянная архитектура Иркутска XIX века, триглифы, кронштейны


Триглифы


В древнегреческой архитектуре, являвшейся прототипом классицизма XVIII в., «триглифы представляли собой вертикально стоящую каменную плиту, на лицевой стороне которой прорезались две неглубокие бороздки, а внешние углы скашивались так, что весь триглиф представлялся как бы состоящим из поставленных рядом трех одинаковых вертикальных полосок со скошенными вертикальными гранями каждой из них» [3. c. 65] (рис. 1). В греческой архитектуре эта форма несла конструктивную функцию: триглифы представляли собой опоры для укладки камней карниза. В классицизме XVIII в. характерные стилистические элементы ордерной системы утратили свою конструктивную роль, приобрели исключительно «изобразительный» характер. Следуя этому признаку стиля, триглифы иркутского деревянного классицизма также являлись исключительно декоративными элементами.



Рис. 1. Каменный триглиф [3. с. 214, 215]


В антаблементах греческой и римской архитектуры, архитрав отделялся от фриза гладкой или профилированной полочкой – тенией. Фриз визуально занимал господствующее визуальное положение в антаблементе, поскольку его плоскость обильно декорировалась лепниной или резьбой из дерева. Карниз – венчающая часть антаблемента, выполнялся из профиля и декорировался. Характерной чертой фасадов иркутских деревянных домостроений являлось то, что, в отличие от античных прототипов, антаблементы были практически лишены архитравов. А вот триглифы, по сравнению с прочими элементами классицистического декора, получили чрезвычайно широкое распространение и дали в иркутском деревянном декоре множество форм, вариантов расположения и приемов декорирования.


Пропорции триглифов


Пропорции классицистического триглифа закреплены в отношении ширины к высоте, как 1:1,5.


Ранние триглифы в деревянной гражданской архитектуре Иркутска представляли собой деревянные накладки, у которых лицевая сторона обрабатывалась в формах, подобных классицистическим прототипам – двумя, тремя неглубокими бороздками. Ранний иркутский триглиф фактически укладывается в классицистическую пропорцию отношения ширины к высоте как 1:1,5 или максимально приближается к этой пропорции (рис. 2).



Рис. 2. Пропорции иркутских деревянных триглифов в сравнении с классицистическим прототипом. Схема В.А. Асманкиной


Поздние триглифы в деревянной гражданской архитектуре Иркутска резко отличались от классицистических образцов. Они представляют собой преимущественно деревянные накладки, у которых лицевая сторона обрабатывается самыми разнообразными способами. Поздние иркутские триглифы абсолютно не укладываются в какие-либо классицистические прототипы, не соответствуют ни их размерам, ни пропорциям, ни формам. Они сжимаются, уходя от классических пропорций 1:1,5 к почти квадрату (1:1) и даже к прямоугольнику, растянутому по горизонтали (0,8:1) (рис. 3).



Рис. 3. Триглиф, ужатый по вертикали. Ул. 30 Декабрьских Событий, 54. Фото В. Асманкиной


Триглифы вытягиваются вверх, порождая элементы необычной конфигурации: а) двойной и б) тройной протяженности. Каждая часть такого «вытянутого» триглифа отделяется от другой профилированной полочкой (рис. 4).



Рис. 4. Иркутские деревянные триглифы: а) двойной (ул. Декабрьских Событий, 66; ул. Грязнова, 37; ул. Баррикад, 93; ул. Лапина, 37); б) тройной (ул. Ударника, 5а). Фото В. Асманкиной


Растягивание триглифов по вертикали связано с феноменом появления в иркутской архитектуре очень специфического по объемно-планировочной структуре типа дома. Этот тип жилых домов получил наименование «дом с антресолями». Он приобрел широкое распространение в период, когда существовал запрет на строительство жилья в два этажа. Население придумало оригинальный способ обхода этого запрета – главный фасад подобного дома, выходящий на улицу (по которому законодательно и определялась этажность здания), устраивался в соответствии с существовавшими предписаниями одноэтажным, а внутридворовая часть дома той же высоты возводилась в виде двух несколько уменьшенных по высоте этажей. В итоге главный фасад, хотя и был с одним рядом окон, обретал двойную высоту, так как соответствовал двум этажам дворовой части того же здания. Как следствие, антаблемент такого дома растягивался по вертикали, а фриз его заполнялся этими особыми – «растянутыми» триглифами (рис. 5).



Рис. 5. Заполнение фриза растянутыми триглифами. Ул. Пролетарская, 4. Фото В. Асманкиной


Часто на антресольных домах мы встречаем триглифы необычного вида – дополненные плоскими деревянными накладками, приставленными к ним сверху и снизу и отделенные от тела триглифа полочками-тениями. Подобное удлинение триглифа делалось для того, чтобы визуально заполнить вертикальной полоской триглифа всю высоту уширенного фриза. Такие триглифы обнаруживаются с одинарной, двойной или тройной плоской приставками (рис. 6).



Рис. 6. Триглифы с плоскими приставками: а) одной (ул. Декабрьских Событий, 54), б) двумя (ул. Рабочая, 3; К. Либкнехта, 40); в) тремя (ул. Пролетарская, 3). Фото В. Асманкиной


Их часто находят в декоративных ансамблях, составленных из элементов нескольких стилей, например вместе с иркутским барокко [2] (рис. 7).



Рис. 7. Триглифы в сочетании с элементами декоративного убранства стиля сибирское барокко: ул. Рабочая, 2; ул. Дзержинского, 54. Фото В. Асманкиной


Как характерную особенность иркутского деревянного классицизма следует отметить, что как ужатые, так и растянутые триглифы обоих видов (с бороздками или с плоскими приставками), всегда лишены капель.


Расположение триглифов на фасаде


В постройках раннего периода деревянного иркутского классицизма триглифы располагались на фасаде в полном соответствии с классицистическими прототипами – на фризе. Но если в исторических прототипах построек классицистического стиля триглифы, как мы уже указывали, располагались над осями всех колонн, по флангам и в промежутках фронтона между осями колонн, то в иркутских деревянных домостроениях в силу отсутствия ордерной стоечно-балочной системы места расположения триглифов на фасаде привязывались к ключевым структурным элементам деревянного фасада. Они размещались по флангам фасада, по осям всех пилястр и лопаток, а также между пилястрами, заполняя фриз полностью или частично. Как правило, расположение триглифов на фасадах иркутских деревянных домостроений привязано к осям пилястр или лопаток (рис. 8).



Рис. 8. Расположение триглифов на фасадах в привяз



Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex