/

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    Дальше>>



ная схема-модель обережного аргарно-магического декора.
Сост.  М.Г. Меерович



Рис. 14. Идеальная схема-модель обережного аргарно-магического декора, располагавшегося вокруг окна в иркутской деревянной архитектуре XIX в. Сост.  М.Г. Меерович


Некоторые деревянные здания Иркутска являются почти образцовой иллюстрацией этой идеальной схемы. Например, в декоре зданий, расположенных на ул. Грязнова, 9 и ул. К. Либкнехта. 120 (уничтоженного в августе 2011 г. финансово-строительной корпорацией «Новый город»), мы встречаем практически все элементы языческого обережного аргарно-магического декора в полном соответствии с логикой их размещения: а) солнце в трех состояниях: восход, полдень, заход; б) три знака солнца в подземной части, сопровождаемые знаками воды; в) знаки засеянного поля и вокруг него – прорастающих растений; г) знаки дождя над знаком поля и т. п. (рис.15).



Рис. 15. Иркутские примеры, наиболее полно воплощающие схему обережного аргарно-магического декора (ул. Грязнова, 9; ул. Карла Либкнехта, 120). Фото М. Мееровича


Древнерусский языческий декор иркутских домостроений – яркий пример обережного заговора, воплощенного в дереве. Но в отношении него остается много нерешенных вопросов. Например, объяснение магико-символического значения иркутского декора, изложенное в данной статье, основано, как мы указывали, на трудах Б.А. Рыбакова [5, 6, 7], в которых он описал пласт дохристианских верований восточных славян. Однако приведенные интерпретации символического значения деревянного декора основаны исключительно на солнечном культе древних славян. Но ведь существовал еще и лунный культ. Какова возможная трактовка смыслового значения элементов деревянного декоративного убранства, исходя из этой системы языческого мировоззрения?


Также остается не разъясненным вопрос о том, почему ничего подобного не встречается в других городах европейской части России, хотя известно, что переселенцами именно из этих территорий заселялся Иркутский край в XVI – XVIII вв. Присутствовало здесь и значительное количество ссыльных. Было много представителей коренного населения – бурят. Обитали, мигранты, именуемые «промышленными». «Как отмечал в 1745 году ученый-натуралист Г.В. Стеллер – участник Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, некоторое время проживавший в Иркутске, «в городе имеются жители трех сортов: сибиряки, ссыльные или новые русские, и браты, или буряты. К жителям, однако, могут быть причислены еще и промышленные. Они пришли из самых бедных местностей России – с целью обогатиться сравнительно со своим бывшим состоянием, но многие из них поселяются здесь насовсем … промышленные являются выходцами со всех городов России и Сибири, но большинство из них со временем прекращения торговли в Архангельске прибыло из Архангельской провинции и городов Устюг, Вологда, Соль Вычегодская, Яренск, а также из городов Арзамас, Ярославль и Рязань. В России их называют бурлаками или гулящими, но здесь они безосновательно получили название «промышленные». Они могут заниматься всем, чем хотят, тогда как прежде это название прилагалось лишь к тем, кто ходит компаниями на соболиный, лисий, бобровый и песцовый промыслы, на рыбную ловлю или занимался торговлей и поставлял купцам слюду и тому полобные вещи» [1, с. 11].


Если описанная выше система древнерусского языческого декора действительно имеет древнеславянские корни и была привнесена в Сибирь в ходе ее колонизации из перечисленных выше русских городов, то почему подобный декор фактически не представлен ни в этих городах, ни в других поселениях, возникавших в Сибири в ходе ее колонизации?


Каков механизм воспроизведения деревянного декора? Мы знаем, что городская гражданская архитектура создавалась артелями плотников, из поколения в поколение методом «по прототипу» воспроизводивших известные им образцы. Безусловно, естественные изменения накапливались, наслаивались. Они размывали и изменяли первоначальный смысл и вид, трансформировали исходные формы. Иркутская деревянная архитектура содержит много примеров подобного «размывания» смыслов, их утраты и, как следствие, изменений и искажения прототипических форм декора (рис. 16, 17).

Рис. 16. Изменение формы солярного знака вследствие утраты обережного смысла декора (ул. Горная, 5а).
Фото М. Мееровича
Рис. 17. Изменение формы солярного знака вследствие утраты обережного смысла декора (ул. Горная, 6). Фото М. Мееровича


Со временем развивалась технология плотницких работ. Как следствие, рельефный орнамент сменялся прорезным, а с появлением металлических гвоздей распространение приобрел накладной многоступенчатый декор. Народные мастера, давно позабыв об изначальном обережном смысле декора, скорее всего, лишь привычно воспроизводили традиционные изображения и композиции, а также применяли модные в то время формы и привлекательные художественные мотивы (рис 18).



Рис. 18. Исчезновение знака поля в верхней части наличника и замена его на модные рюшечки; лишенное смысла дублирование знака солнца в нижней части окна (ул. Горная, 17а).
Фото М. Мееровича


Восточный


В ходе исследования, выполненного студенткой А.А. Матвеевой на кафедре архитектурного проектирования Иркутского государственного технического университета в форме научно-исследовательской дипломной работы по теме «Влияние культуры Востока на декоративное убранство гражданской архитектуры г. Иркутска начала XVIII – конца XIX в.» [3] среди иркутских деревянных построек было выявлено 35 объектов, несущих «восточный» стиль декоративного убранства. По технике изготовления декора эти домостроения можно разбить на три группы: а) с пропильной резьбой (рис. 19); б) со скульптурной резьбой (рис. 20), в) выполненные в смешанной технике (рис. 21).



Рис. 19. Восточный орнамент, выполненный в технике пропильной резьбы (ул. 2-я Железнодорожная, 54). Фото А. Матвеевой



Рис. 20. Восточный орнамент, выполненный в технике скульптурной резьбы (ул. Марата, 41). Фото А. Матвеевой



Рис. 21. Восточный орнамент, выполненный в смешанной технике (ул. Седова, 43).
Фото А. Матвеевой


Можно выделить три типа наверший, несущих восточный стиль декора: 1) сохраняющие трехчастную структуру прототипического древнерусского декора, изображающую знак солнца в трех состояниях (при этом происходит замена «восточными» элементами знаков древнерусского декора – полукруга и четвертей, имитирующих три состояния солнечного диска: восход, закат и полдень) (рис. 22); 2) со сплошной, неразрывной декоративной композицией, сохраняющей три композиционных оси, расположенных аналогично прототипу древнерусского декора (рис. 23); в) со сплошной, одноосевой композицией (лучковый карниз с единичным пропильным или скульптурным элементом) (рис. 24).



Рис. 22. Навершие наличника восточного стиля, сохраняющего трехчастную структуру прототипического древнерусского декора (ул. Бабушкина, 15). Фото А.А. Матвеевой



Рис. 23. Сплошное навершие, сохраняющие три композиционных оси, расположенные аналогично древнерусскому прототипу (ул. Кайская, 22). Фото А. Матвеевой



Рис. 24. Сплошная, одноосевая композиция – лучковый карниз с единичным пропильным или скульптурным элементом (ул. Грязнова, 16а, ул. Подгорная, 12). Фото А.А. Матвеевой


Во всех случаях восточный стиль в своих художественных формах несет явные черты бурятской орнаменталистики (рис. 25)



Рис. 25. Бурятская орнаменталистика – прототип стилистики элементов «восточного» стиля декора иркутской деревянной гражданской архитектуры XIX в. [3] 


Характерный признак восточного стиля декора – появление на фризовой доске на месте прототипических элементов древнерусского декора (знака поля или засеянного поля) восточных «графических» пропильных или объемных композиций (рис. 26).



Рис. 26. Расположение «восточных» элементов на месте славянских. (ул. Грязнова, 16а; ул. Марата, 41). Фото А. Матвеевой


Элементы восточного декора, стилистически не характерные для древнерусской сис



Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex