/

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    

подпали под «официальный» приговор, оказались «случайно» сгоревшими «по причине негодной электропроводки». Какое количество пожаров действительно является следствием плохого состояния электропроводки, а сколько результатом целенаправленных поджогов?


Вопросы, ожидающие сегодня ответов, касаются также и методических (методологических) сторон процесса охраны объектов культурно-исторического наследия. Дело в том, что причины разрушения исторической среды в результате уничтожения подавляющего большинства иркутских деревянных зданий, несущих уникальный декор, состоят в том, что эти здания лишены возможности обрести охранный статус «объектов культурного наследия» из-за несовершенства методики оценки их уникальности. Подавляющее большинство иркутских деревянных домов не обладает статусом памятника только потому, что кроме уникального декора они не имеют других, необходимых для этого (согласно существующим методикам) характеристик. Как следствие, законодательно они никак не защищены и абсолютно бесправны перед натиском новых владельцев земли, приобретающих ее для строительства с целью извлечения прибыли, а вовсе не сохранения культурного наследия. Сама методика оценки «историко-культурной ценности» зданий и сооружений нуждается сегодня в серьезной корректировке в пользу истории и культуры, а не в угоду тем, кто настойчиво и «мотивированно» добивается выведения вновь выявленных (или «случайно» подгоревших) объектов из списка памятников и тут же бесследно уничтожает их


Магико-обережный орнамент, покрывающий крыльца, ворота, окна и двери иркутских домов XIX в. и отгоняющий злых духов, не способен защитить от современных демонов обогащения. В конфликте денег и культуры деньги оказываются сильнее – культурно-историческая ценность декоративного убранства фасадов деревянных домов не способна перевесить стоимости земли под ними.


 


Результаты


Систематическое знание об историко-культурном наследии рядовой исторической деревянной застройки способно коренным образом изменить отношение к массивам деревянной застройки Иркутска, в первую очередь – к его центру: он должен рассматриваться исключительно как реставрируемая, а не сносимая, застройка. Именно так обстоит дело во всем мире, где имеется архитектурный культурно-исторический потенциал, хотя бы отдаленно напоминающий иркутский. Во всем мире малоэтажное усадебное жилье в центре города является самым престижным и самым дорогостоящим типом жилья. Современному Иркутску необходима программа комплексного восстановления деревянной исторической рядовой застройки (приспосабливаемой под современное элитное жилище), обязывающая владельцев сохранять в неизменном виде исторический облик домостроений. Во всем мире ценность архитектурно-исторического наследия научились превращать в деньги, у нас же оно до сих пор лишь «требует» денег.


Деревянное наследие Иркутска ставит огромное количество социально-исторических, историко-культурных, архитектуроведческих, социально-организационных и даже социально-политических вопросов, ждущих своего сосредоточенного и углубленного изучения. Ответы на них – одно из фундаментальных оснований регионального краеведения, основа сохранения исторической памяти о прошлом народов, осваивавших и населявших Сибирь, основание для формирования и осуществления локальной муниципальной градостроительной политики, базис вдумчивого и наполненного любовью отношения к стремительно исчезающему культурно-историческому наследию деревянного Иркутска.


Муниципальная градостроительная политика Иркутска должна быть кардинально пересмотрена таким образом, чтобы власть и бизнес смогли извлекать и доходы, и политический капитал из иркутского историко-архитектурного наследия, при этом не уничтожая, а сохраняя, реконструируя, ревалоризируя его.


Выводы


1. Декоративное убранство иркутской гражданской деревянной архитектуры середины XVIII – начала XX в. содержит шесть стилей: пять атрибутируемых по формальным признаком за счет наличия стилистических прототипов в каменной или деревянной архитектуре и один –не атрибутируемый, потому что формы декора не могут быть пока отнесены ни к одному из известных исторических стилей.


2. Основным носителем уникального декора является рядовая (фоновая, средовая) застройка, лишенная статуса памятника в силу несовершенства методики оценки зданий при постановке их на государственную охрану – уникальность декоративного убранства рассматривается в данной методике лишь как второстепенный фактор.


3. Детальное изучение каждого из стилей декоративного убранства деревянной гражданской архитектуры Иркутска предполагает: а) натурную фотофиксацию сохранившихся объектов деревянного зодчества, б) сбор и обобщение архивного и краеведческого материала по утраченным объектам, в) определение примерных (точных) дат возведения зданий за счет нанесения их на карту города и соотнесения с имеющимися точно датированными планами застройки города, г) систематизацию форм декора и выделение типов (видов, подвидов) стилистических элементов, д) выявление характерных мест расположения типических форм на фасадах домостроений, е) семиотическое изучение элементов декора и вариантов их комбинаторики, ж) построение идеальных знаково-символических (смысловых) моделей по каждому стилю, з) сравнительно-сопоставительный анализ реальных объектов с идеальными моделями систем декоративного убранства, и) выявление декоративных ансамблей, составленных из двух, трех, четырех стилей декора, к) объяснение причин возникновения стилей декора, особенностей генезиса, а также факторов, вызывавших искажения и трансформации художественно-образных черт в местных условиях (в частности, установление «субъекта» декорирования на каждом из исторических этапов развития архитектуры).



Библиография

  1. Иркутск деревянный: Альбом-путеводитель / фото И. Бержинского; текст Л. Басиной, А. Гаращенко, И. Калининой, Е. Ладейщиковой. – Иркутск: Земля Иркутская, 2010. – 160 с.: ил.
  2. Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества /Л.С. Клейн. – СПб: Евразия, 2004. – 480 с.
  3. Матвеева, А.А. Влияние культуры Востока на декоративное убранство гражданской архитектуры г. Иркутска начала XVIII – конца XIX в.: науч.-исслед. историко-теоретич. дипломная работа [Рукопись] / А.А. Матвеева.  – Иркутск : Иркутский гос. тех. ун-т, 2010. – 120 с.: ил.
  4. Рыбаков Борис Александрович [Электронный ресурс]// Википедия: свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рыбаков,_Борис_Александрович   
  5. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1982. – 589 с.
  6. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1987. – 790 с.
  7. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука. 1994. – 610 с.



Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex