/

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    Дальше>>




«Архитектон: известия вузов» № 42 Июнь 2013


Эта статья в формате .pdf


История архитектуры


Меерович Марк Григорьевич


доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук,
член-корреспондент Международной академии архитектуры.
Иркутский государственный технический университет,
Иркутск, Россия, e-mail: memark@inbox.ru

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ



УДК: 72.03
ББК: 85.113(2)


Предметом рассмотрения являются стилистические особенности декоративного убранства деревянной гражданской архитектуры Иркутска XVIII–XIX вв. Цель исследования: выделение основных стилей, их характеристика, визуальные примеры, описание специфических черт – наличие декоративных ансамблей, составленных из нескольких стилей, присутствие уникальных композиций, не атрибутируемых по отношению ни к одному из имеющихся стилистических направлений. Методика – фотофиксация, систематизация на основе повторяющихся визуальных характеристик и сопоставления со стилистическими прототипами. Статья имеет постановочный характер, ее результатом является формулировка задач углубленного, тематически сосредоточенного исследования отдельных аспектов генезиса и формообразования декоративного убранства иркутской деревянной архитектуры. Материал статьи может быть использован как основание для уточнения списка объектов историко-культурного наследия Иркутска.


Ключевые слова: деревянный декор, архитектурные стили, деревянное зодчество, архитектура Иркутска



Введение


Споры вокруг деревянного наследия Иркутска идут уже много лет. Кое-кто называет деревянные иркутские дома «развалюхами» и «гнильем», портящим внешний вид города, и требует снести их, устроив на занимаемом ими месте парки и скверы или разместить офисы и общественные сооружения, либо построить новые современные дома. Есть предложения тотально ликвидировать «деревяшки», «уродующие областной центр», и превратить занимаемую ими территорию в зоны современной малоэтажной застройки – блокированных городских коттеджей. Кто-то категорически против, обосновывая свою позицию тем, что зданий из стекла и бетона в мире великое множество, а иркутская деревянная архитектура уникальна и неповторима. Существуют также предложения собрать несколько десятков памятников деревянной архитектуры в так называемые «заповедные исторические зоны», устроив городской музей под открытым небом, наподобие загородного музея деревянного зодчества «Тальцы», а остальную территорию полностью «зачистить», построив на их месте современные жилые районы.


Несмотря на то, что уникальность декоративного убранства Иркутска широко известна, научных исследований, посвященных иркутскому деревянному декору, обнаруживается, как это ни странно, крайне мало (в противоположность обилию фотоальбомов, открыток, материалов публицистического и рекламного характера). В их числе следует назвать труды таких исследователей, как А.В. Корзун [6, 7], Б.И. Оглы [9], Э.Г. Павлюченкова [11], Н.М. Полунина [12], В.Т. Щербин [17]. Эти работы посвящены истории развития архитектуры Иркутска, но в них преимущественно фиксируются особенности планировочной структуры города, его каменной архитектуры, В тех случаях, когда рассматривается деревянная застройка, в первую очередь описываются характерные особенности объемно-планировочных и конструктивных решений деревянных домов, например способы рубки («в лапу», «шип с потёмком», «обло»), внешний облик, особенности усадебного характера застройки и т. п. Разнообразие декоративного убранства лишь упоминается или образно описывается, но практически не анализируется. В отдельных случаях констатируются очевидные факты, например, что «во второй половине XVIII в. в декоре иркутских деревянных домов закрепляются барочные мотивы» [7, с. 27], но причины подобного закрепления не указываются.


Необходимо отметить исследование архитектора Е.Ю. Барановского [2], который составил типологии деревянных домостроений Иркутска. Однако следует подчеркнуть, что отличительными признаками для типологического упорядочивания в работе Барановского выступала планировочная структура зданий и их объемно-пространственная композиция. Специфика же декоративного убранства при разработке типологии совершенно не учитывалась. При этом до сих пор существует никем не опровергнутая (правда, до сих пор и не подтвержденная) гипотеза о том, что декоративное убранство иркутской гражданской деревянной архитектуры никак не связано с планировочными и конструктивными особенностями самих домостроений. В другой работе с многообещающим названием «Типология элементов декора фасадов и интерьеров иркутских домов» [3] Е.Ю. Барановский странным образом сводит реальное многообразие стилистических форм декоративного убранства иркутских построек к двум видам наличников: первый тип – «наличники с профилированным классическим сандриком, прямоугольным, треугольным с зубцом или лучковым …», имевшим «простые и красивые обломы, иногда украшавшиеся акторетиями, часто развивавшимися в барочные «волюты» и второй тип (почему-то тоже барочный) – «наличники с мотивом барочной резьбы» [3, с. 4]. Барановский также указывает на наличие у домов профилированных карнизов и гладких дощатых фризов, на которых в эпоху классицизма появлялись «классические резные украшения – венки, гирлянды, розетки, сплетенные кольца» [3, с. 4]. Этим, собственно, исчерпывается характеристика специфики иркутского декора в данной статье.


В других статьях и книгах, посвященных архитектуре Иркутска, если изредка и встречаются указания на присутствие своеобразных наличников у деревянных домов, то какие-либо конкретные характеристики того или иного стилистического направления, или общая классификация стилей декоративного убранства, описание вариаций форм декора, а также возможных источников его возникновения и причин генезиса, отсутствуют. Как следствие, до сих пор не выявлена типология стилей декора деревянных домостроений Иркутска, не проведена систематизация элементов декора, нет убедительного объяснения трансформации художественных форм, отсутствуют обобщающие классификации.


В числе работ последнего времени, посвященных деревянному наследию Иркутска, следует указать на коллективный труд Л.Г. Басиной, А.Н. Гаращенко, И.В. Калининой, и Е.Р. Ладейщиковой [4]. Это издание содержит богатый материал, также описывающий основные особенности объемно-планировочного и декоративного решения сооружений – наиболее ярких представителей самобытной деревянной гражданской архитектуры Иркутска. Но, помимо этого, в нем выдвигаются обоснованные предположения о причинах генезиса стилистических черт деревянного декора. Этот труд – наиболее полное собрание базовой информации по истории характерных деревянных домов Иркутска.


Цель цикла статьей, первая из которых предлагается вниманию читателей – охарактеризовать основные стили декоративного убранства иркутской гражданской деревянной архитектуры конца XVIII – начала XIX в. Задачи данного цикла: а) общая стилистическая характеристика деревянной застройки Иркутска, б) указание на ценность рядовой деревянной исторической застройки, несущей уникальные художественно-образные и знаково-символические ансамбли декоративного убранства, в) постановка задач углубленной, тематически сосредоточенной проработки отдельных аспектов генезиса декора деревянной гражданской архитектуры Иркутска, г) построение типологий элементов деревянного декора стиля барокко (сандриков, лобаней, подоконных досок) как пример той работы, которую нужно провести в отношении всех остальных стилей.


Хронологические границы исследования: конец XVIII – начало XIX в.


Исследование обосновывает ценность рядовой деревянной застройки Иркутска, несущей уникальные образцы декоративного убранства шести стилистических направлений, неатрибутированные декоративные формы (т.е. не отнесенные ни к одному из известных стилей, не получившие пока исчерпывающего научного определения и объяснения), а также декоративные ансамбли, состоящие из двух-трех стилей.


Статья является постановочной, т. е. в ней формулируется проблема (методическая, социально-управленческая, социально-политическая) изучения и сохранения рядовой деревянной застройки и ставятся задачи дальнейшего исследования декоративного убранства гражданской деревянной архитектуры Иркутска.


Натурное обследование: фотофиксация объектов деревянной гражданской архитектуры Иркутска, а также поиск исторический фотографий, составивших фактический материал исследования. Метод сравнительно-сопоставительного анализа объектов, который позволил атрибутировать их по отношению к шести прототипическим стилям декора (древнерусскому, классицизму, барокко, модерну, восточному и т. п.). Историко-генетический и формально-композиционный анализы являлись основными путями получения научного знания.


Иркутск – одновременно и типичный, и уникальный сибирский город. Типичный, потому что возник точно таким же образом, что и все остальные города на восточной окраине России в XVI – XVII вв. в результате колонизационной политики, сначала как укрепленное место размещения военного отряда казаков (рис. 1), потом как деревянная крепость с административными и военно-хозяйствен



Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex