/

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ : Искусство: Портал "Сеть Сибири" для детей, родителей, педагогов, студентов.

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ
 

 Версия для печати Версия для слабовидящих

Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |    Дальше>>



«Архитектон: известия вузов» № 42 Июнь 2013


Эта статья в формате .pdf


История архитектуры


Меерович Марк Григорьевич


доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук,
член-корреспондент Международной академии архитектуры.
Иркутский государственный технический университет,
Иркутск, Россия, e-mail: memark@inbox.ru

ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ



УДК: 72.03
ББК: 85.113(2)


Предметом рассмотрения являются стилистические особенности декоративного убранства деревянной гражданской архитектуры Иркутска XVIII–XIX вв. Цель исследования: выделение основных стилей, их характеристика, визуальные примеры, описание специфических черт – наличие декоративных ансамблей, составленных из нескольких стилей, присутствие уникальных композиций, не атрибутируемых по отношению ни к одному из имеющихся стилистических направлений. Методика – фотофиксация, систематизация на основе повторяющихся визуальных характеристик и сопоставления со стилистическими прототипами. Статья имеет постановочный характер, ее результатом является формулировка задач углубленного, тематически сосредоточенного исследования отдельных аспектов генезиса и формообразования декоративного убранства иркутской деревянной архитектуры. Материал статьи может быть использован как основание для уточнения списка объектов историко-культурного наследия Иркутска.


Ключевые слова: деревянный декор, архитектурные стили, деревянное зодчество, архитектура Иркутска



«Древнерусский языческий»


Название «древнерусский языческий стиль» условно и указывает на присутствие в деревянном орнаменте иркутских домов магико-символических элементов, описанных Б.А. Рыбаковым в трудах «Язычество древней Руси» [6] и «Язычество древних славян» [7] (рис. 1).


Если мы рассмотрим верх типичного иркутского оконного наличника, то увидим, что он украшен резным полукругом, расположенным посередине и еще двумя четвертинками кругов по краям (рис. 2).



Рис. 1. Иркутский деревянный декор. Древнерусский языческий стиль (ул. Грязнова, 9). 
Фото М. Мееровича



Рис. 2. Знаки солнца на наличнике дома (ул. Марата. 62). Фото. М. Мееровича


Б.А. Рыбаков приводит значения подобных языческих религиозно-магических символов [7]. Опираясь на них, можно утверждать, что декоративные элементы в виде полукруга и четверика символизируют небесное светило в трех состояниях ежедневного ритмически повторяющегося цикла солнцехода: восход, полдень и закат (рис. 3).



Рис. 3. Знаки солнца в иркутском деревянном декоре. Сост.  М.Г. Меерович


Наличие архаического знака солнца в нижней части окна объясняется тем, что представления о мире у древних славян имели трехчленную структуру (рис. 4). Согласно этим представлениям, солнце после прохождения по небесной части своего пути спускалось под землю, где омывалось в подземных водах, а затем вновь восходило на небе, чистое и жизнетворное. Этими представлениями, кстати, преодпределено особое значение в сюжетах древнерусского быта – в вышивке, резьбе на домашней утвари и т.п. – изображений водоплавающих птиц (гусей, уток, лебедей), а также коней – именно они возили солнце в его надземной (кони) и подземной (гуси) частях солнцехода (рис. 5,6).



Рис. 4. Трехчленная структура мира и круговорот солнца в представлениях древних славян.
Сост.  М.Г. Меерович



Рис. 5. Традиционный древнерусский мотив вышивки – изображение коней и водоплавающих птиц [7]



Рис. 6. Изображения коней и водоплавающих птиц, а также знака солнца на бытовой утвари [7]


Небесная часть, в соответствии с языческими мировоззренческими представлениями, разделялась на два неба – «ближнее», облекающее землю (небо светил и воздуха), отделенное от «верхнего» неба голубым куполом «тверди». В «верхнем» обитал Род – верховный повелитель вселенной и распорядитель «хлябей небесных» (запасов воды). На деревянных наличниках иркутских домов мы встречаем знаки дождя (хлябей небесных), изображенные в виде деревянных капель, направленных вниз – к знаку поля.


Помимо знаков воды в декоре встречается еще несколько устойчивых идеограмм. Можно предположить, что это знаки божественной оплодотворяющей силы, обеспечивавшей, по мнению древних, воспроизводство всего живого (в том числе растений, домашних животных и пр.). Эта оплодотворяющая сила представлялась проявлением высшей эманации – «женского семени», обеспечивающего возобновление жизненного цикла. Оно периодически появлялось перед изумленным взором предков в виде возникавших из ниоткуда – следовательно, чудесным, божественным образом – капель росы. Эти капли трактовались как капли животворного молока, извергнутые на землю богиней плодородия Макошь и именовались «грудами». Они изображаются в виде округлой формы, присущей как каплям росы, так и женской груди. Эти знаки располагаются в верхнем ярусе магически-заговорного декора, соседствуя со знаками дождя, потому что животворная влага – такой же неотъемлемый элемент плодородия, что и солнечная благодать (рис.7,8).



Рис. 7. Знаки дождя и груд в иркутском деревянном декоре. Сост.  М.Г. Меерович



Рис. 8. Знаки воды (дождя) и «груды» в декоре деревянной архитектуры г. Иркутска (ул. Кайская, 22). Фото А. Матвеевой


Ниже – под знаками хлябей небесных (дождя) и груд в данном типе декора, как правило, располагается один или два прямоугольника или ромба, или плоские геометрические фигуры иных конфигураций. Это знаки поля, причем поля «засеянного» благодаря изображению семени (рис. 9).



Рис. 9. Знаки поля и семени (засеянного поля) и знаки дождя над ними в иркутском деревянном декоре. Сост.  М.Г. Меерович


Часто над знаками поля, как правило, засеянного (что обозначается за счет размещения значка семени) встречаются знаки прорастающих растений (рис. 10, 11).



Рис. 10. Знаки прорастающих растений (ул. Карла Либкнехта, 19). Фото А. А. Матвеевой



Рис. 11. Знаки прорастающих растений над знаком засеянного поля (ул. Грязнова, 9).
Фото М. Мееровича


Иногда знаки прорастающих растений располагаются рядом со знаком семени, либо в границах знака поля или по бокам от него. Иногда знаки растений вытесняют знак поля, занимая его место (рис. 12).



Рис. 12. Знаки дождя (прямоугольные), знаки груд (полукруглые), знаки растений, располагающиеся на месте знака поля (ул. 1-я Красноказачья, 12). Фото М. Мееровича


Постоянство и цикличность солнцехода, регулировавшего жизнь и деятельность людей, необходимость цикличного проявления женского осеменяющего начала – росы, а также дождя, периодически проливающегося на поля и обеспечивающего рост растений и т.п., являлись устойчивыми элементами сюжетов архаической аграрно-мифологической обрядности. Так наши предки просили благосклонности у природы, чтобы получить хороший урожай. Как следствие, все эти архаические символы, выражающие обрядно-мифологические представления наших предков, связанные с земледельческим культом: солнца, воды, семян, поля, прорастающих растений и т. п. – содержатся в деревянном узорочье древнерусского стиля иркутской деревянной гражданской архитектуры.


Деревянный декор древнерусского языческого стиля – это универсальное образно-идеографическое письмо, элементы которого, несмотря на формальные различия, визуально «читаемы» и легко могут быть поняты даже человеку, не знакомому с русским языком или письменностью. Эти символы несут магико-символический смысл и играют роль оберегов. Сводя их в единую смысловую систему, можно изобразить идеальную схему-модель обережного аргарно-магического декора, располагавшегося вокруг окна (рис. 13, 14).



Рис. 13. Идеаль



Страница: | 1 | 2 | 3 | 4 |
   Дальше>>





 

Источник ссылка
Поделиться:


Пожалуйста, оцените:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



  Танцы   Стихи для детей   Сказки   Рассказы   Праздники   Регламент




Яндекс.Метрика      Индекс цитирования
Поддержать проект c помощью yandex